диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

"Мы пахали"





https://www.youtube.com/watch?feature=share&v=plSJld_pprA&app=desktop

Неудержимое стремление примазаться к чужим жизням и смертям.

"Он своей жизнью засвидетельствовал верность Святому Евангелию". Как именно? Какое отношение смерть летчика имеет к Евангелию? Он умер с именем Христа на устах? Его убили за проповедь Христа?

И это не говоря уже о том, что, строго говоря, это самоубийца, пусть и героический. Это не тот случай, когда человек ценой своей жизни спасает жизни других (случай Александра Матросова). Если он и в самом деле взорвал гранату - каков был его последний мотив и помысл?

Унести с собой в могилу побольше врагов? Это не очень по евангельски.
Избежать пыток и надругательств? Это благородно, но опять к Евангелию это не имеет отношения.

Если и вправду его последние слова были "это вам за пацанов" - то эта идея впервые встречается у язычника Гомера. Ну, когда Ахилл мстит за смерть Патрокла. При чем тут Евангелие? Оно учит мести?
Кроме того, за каких "пацанов" мог мстить Роман Филипов? Кто из его сослуживцев погиб за время его сирийской командировки? А своих сыновей у него еще не было.

"Сладко и легко умирать за Родину" - это опять же язычник Гораций. Но не всякая смерть "за Родину" есть смерть за Христа.

Обожаю фильм "Последний самурай". Но следование кодексу Бусидо и следование Евангелию не одно и то же.

Ну не обязан пантеон светских и военных героев совпадать с церковным иконостасом.

Кроме того, в данном случае летчик вылетел бомбить людей, у которых, по его мнению и мнению его командиров, не было средств для сопротивления (т.е. средств ПВО). Как бы ни были дурны эти люди (ясно, что никаких симпатий к этим адептам "самоймирнойрелигии" у меня нет), но в их предполагаемо-безопасной бомбежке я не вижу ничего евангельского. Кстати, бомбила их и американская авиация. Если бы в таком налете погиб американский летчик - сказали бы наши митрополиты, что он жил и умер по Евангелию?

Митрополит всё Евангелие свел к словам о том, что "нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих".

Очень неаккуратно великую беседу Христа о любви и жертве сводить к военным потерям.
"Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна. Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями".

То есть Христос эти слова сказал о Себе, о Своей Жертве и о Своих отношениях с учениками.

Тут интересна история экзегезы этого места.

Есть ли в святоотеческих толкованиях на Евангелие от Иоанна приложение этих слов к солдатам? У Златоуста и Феофилакта нет. Берем сборник "Библейские комментарии отцов Церкви. Новый Завет. Том 4б" сс. 203. Приводятся толкования из Августина и Григория Великого. И опять никакой проекции этих евангельских слов на солдат.

Так когда и у кого они впервые стали прилагаться к военным? Когда и у кого эти слова стали тотальной индульгенцией, прилагаемой ко всем погибшим солдатам, без всякого вдавания в детали о справедливости данной войны и обстоятельствах гибели данного воина?

Это большая и больная тема - эволюция церковной проповеди в сторону милитаризма.

Некогда правило Василия Великого для солдат, вернувшихся с войны, предполагало отлучение на три года.

«Совершенно также вольное, и в сем никакому сомнению не подлежащее, есть то, что делается разбойниками и в неприятельских нашествиях, ибо разбойники убивают ради денег, избегая обличения в злодеянии, а находящиеся на войне идут на поражение противника, с явным намерением: не устрашить, и не вразумить, но истребить оных» (Первое каноническое послание св. Василия св.Амфилохию Иконийскому, Правило 8)

«Разбойников взаимно поражающие, если не суть в церковном служении, да будут отлучаемы от причастия Святых Тайн; если же клирики - да низложатся со своего степени. Ибо сказано: всякий, взявший меч, мечом погибнет (Мф. 26:52)» (3-е каноническое послание св. Василия Великого, Правило 55).

«Убиение на брани отцы наши (См. послание Св. Афанасия к Амуну монаху) не вменяли за убийство, извиняя, как мнится мне, поборников целомудрия и благочестия. Но, может быть, добро было бы советовать, чтобы они, как имеющие нечистые руки, три года удержались от приобщения только Святых Тайн (Первое каноническое послание. Правило 13).

Император Никифор Фока (963-969) "задумал издать закон, чтобы тех воинов, которые погибли на войне, причислять к лику святых только за то, что пали на войне, не принимая во внимание ничего иного. Он принуждал Патриарха и епископов принять это как догмат. Патриарх и епископы, храбро оказав противодействие, удержали императора от этого намерения, делая упор на канон Василия Великого, который гласит, что воин, убивший на войне врага, должен быть отлучен на три года от причастия" (Лев Диакон. Недостатки правления Никифора // Лев Диакон. История. М., 1988, сс. 118-119).

В раннем средневековье "большинство покаянных книг за убийство врага в открытом бою предусматривает 40 дней покаяния... Вступление германцев в христианскую историю создало совершенно новую ситуацию. Война была образом жизни германских народов. Для них война сама по себе была формой морали, более высоким типом жизни, чем мир"" (Карл Эрдман. Происхождение идеи Крестового похода. Спб., 2018, сс. 79 и 82).

Какая-то глубокая и мало кем замечаемая шизофрения есть в нашей церковной жизни в этом вопросе. С одной стороны, наши священники литургически чтят памяти воинов-мучеников, отказавшихся от воинской службы (примеры см. Жан Флори. Идеология меча Спб., 1999). С другой - те же священники чуть ли не вместе с военкомами ходят по квартирам, разыскивая и зазывая призывников. Широк человек, слишком широк. Евангелие и нормы ранней Церкви слишком жмут нашим митрофорным замполитам.

***

И вновь советую прочитать "Поэму причастности" Наума Коржавина.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 449 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →