диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Когда льстит сам патриарх

"Дорогие братья казаки, ваша роль в истории России несравнима с ролью никакой другой социальной группы. Всякий раз, когда возникала угроза нашей стране, когда нужно было защищать самые уязвимые участки государственной границы, когда нужно было отстаивать порядок в Отечестве, казаки были на передней линии. Их было невозможно победить в прямом бою. Их было невозможно соблазнить пропагандой, которой соблазнялась армия в преддверии трагических событий 100-летней давности. Казаки не поддавались ни на какие посулы, ни на какую пропаганду, — они оставались верными Церкви, царю и Отечеству. Казачество — это уникальное явление, нигде в мире ничего подобного нет. Это свидетельство об особом восприятии русскими людьми своей ответственности пред Богом, пред Церковью, пред народом, пред ближними своими. Будучи мирными людьми, казаки всегда имеют при себе оружие, дабы в самый опасный момент для страны обнажить свои шашки. Все эти удивительные черты казачьего характера, казачьего устроения жизни сегодня мало-помалу возрождаются.

http://www.patriarchia.ru/db/text/5147818.html

***

"Тихий Дон" в вечерней школе, где учился Владимир Гундяев, похоже, не проходили, и о метаниях Мелехова и других казаков от белых к красным и обратно он не знает.

Не слыхал он ни про червонное казачество, ни про казачьи части в Вермахте... А также про то, что казаки не только подавляли восстания, но и сами активно принимали в них участие. И про их безобразия времен Смутного времени.

Про казаков-староверов (некрасовцев) он тоже не в курсе. И про казаков-буддистов и про казаков-мусульман.

"Исследования, проводимые в 1862 году в среде уральских казаков, дали следующую картину: число русских, включая белорусов и украинцев, составляло 70 331 человек (85,8%), башкир - 6 095 (7,4%), татар - 4 168 (5,1%), калмыков - 1 184 (1,4%), остальных, преимущественно тюрков, – 220 (0,3%). Таким образом, процент мусульман в Уральском войске в середине ХIХ века равнялся 12,8".

(Казаки-мусульмане: кем они были http://russian7.ru/post/kazaki-musulmane-kem-oni-byli/ )

Также патриарх предпочел не упоминать, что история казачества в большей степени связана с историей Украины, а не России. И запорожцы не раз воевали против москалей (см. хотя бы Мазепу).

А насчет "прямого боя"... Как раз прямого боя с регулярной армией казаки не выдерживали. В том числе - с русской, когда та обложила Запорожскую сечь для ее ликвидации. И позже вряд ли им хоть раз удалось прорвать французское пехотное каре.

Поэтому их использовали так же, как, например, калмыцкую конницу, то есть как иррегулярные части для разведки, диверсий, "беспокоящих действий", атак на тыловые коммуникации и т.п.

"В генеральных сражениях казаки для действий против регулярных войск не применялись. Казаки вообще не входили в расчет соотношения сил в большом сражении. На них возлагалось обеспечение флангов армии и ведение разведки. Как ни мало французских войск обнаружил Платов у Бородино, но действовать против пехоты в одиночку без артиллерии он не решился и потому предложил "двинуть значительную кавалерийскую массу" на помощь казакам" (В.Н. Земцов, А.И. Попов. Бородино. Северный фланг. с.45)

Про казаков в день Бородина есть рапорт Кутузова царю: "Казаки, кои вместе с кавалерийским корпусом (Уварова) должны были действовать, в сей день, так сказать, не действовали" (с.74).


ПК: "Казачество — это уникальное явление, нигде в мире ничего подобного нет". 

В любом обществе, если его государственная зрелость не привела к появлению госармии и государственной монополии на насилие, мужики вооружаются и за свой счет защищают свои селения и земли.

Кроме того, "казачество", в том числе славянское, было изобретено еще Римской империей:

"В отношениях империи к новым народам можно отличать две системы в занимающую нас эпоху. Или между империей и вождями варваров имели место разного рода договоры и соглашения, в силу которых последние располагались с согласия империи на временное или постоянное жительство в ее областях, или завоевательный народ насильственно врывался в имперские области и диктовал ей свои условия. Поселения на договорных началах были осуществляемы в весьма разнообразных формах. Наиболее обычная и чаще практиковавшаяся была форма военных поселений, состоявшая в том, что племя или дружина поселяема была на имперской территории с обязательством военной службы и на условиях денежного вознаграждения со стороны правительства; такие поселенцы назывались федератами. Со времени Феодосия Великого эта система получила весьма широкое распространение и, несмотря на протесты со стороны патриотов, угрожавших вредными от нее последствиями, т. к. при ней средства обороны переходили в руки иностранцев, держалась в течение V и VI вв. С точки зрения потребностей того времени это, конечно, была единственно разумная мера позволявшая использовать варварские военные силы и посредством чужеземцев держать в некоторой безопасности пограничные области... Выведенные византийским правительством славянские колонии на Востоке засвидетельствованы неоднократно летописью. Так, под 664 г. говорится о партии славян в 5000 человек, которая пристала к арабам, опустошившим малоазийские области, и ушла с ними в Сирию, где и основалась на постоянное жительство близ Апамеи. Под 687 г. упоминается об обширной колонии славян, выведенных из Македонии и поселенных в Вифинии. Через четыре года из этой колонии составлен был опричный отряд в числе 30 тыс. воинов под начальством собственного старшины славян по имени Невул. Любопытно также и то, что 20 тыс. из этого отряда предпочли потом перейти на службу к арабам, которые вообще не раз пользовались услугами славян в своих успешных походах на Византию. Около половины VIII в. выведена была в Малую Азию еще многочисленная колония, определяемая в 208 тыс., которой были даны земли в Вифинии близ р. Сангария. Поселенные в Малой Азии славяне наделены были земельными владениями и поставлены в такое состояние, чтобы иметь средства к отбыванию военной службы, которой требовало от них правительство. Как можно догадываться на основании отрывочных замечаний писателей, даваемая славянам организация напоминает военное устройство наших казацких войск".
(Успенский. История Визант. империи)


Но самое милое - что патриарх социальную группу "казаки" ставит выше социальной группы "духовенство": "дорогие братья казаки, ваша роль в истории России несравнима с ролью никакой другой социальной группы".

Я же тут замечу, что если бы не ненавистная казакам "социальная группа" по имени "городская интеллигенция", то казакам с их шашками давно уже нечего было бы защищать. Ибо сами станичники неспособны создавать новые технологии и развивать вооружение.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 172 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →