диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Пророки-экстремисты

Михаил Селезнев:

Еврейская Библия (Ветхий Завет христианской Библии) - уникальный текст для Древнего Востока. Да и не только. Такой критики своего же государства, своего же социального строя, безнравственности своих же соплеменников - мы больше не знаем на Древнем Востоке. целый огромный корпус с главной темой "мы заслужили свою катастрофу" - это, действительно, просто иной мир по сравнению с нормальной политической риторикой Древнего мира.

По-видимому, книги Библии (в том числе и пророческие) обрели свой канонический вид уже после гибели иудейского царства. Это попытка понять: как и за что случилась с нами постигшая нас катастрофа. Катастрофа была осмыслена как праведное Божье наказание - и народ выжил. С соседними народами тоже регулярно происходили катастрофы, но осмысления этих катастроф не было - и выживания не произошло.

Я вдруг подумал сейчас, что эта работа еврейских книжников над собственной историей после сожжения Иерусалима вавилонянами типологически похожа на переосмысление немецкой истории немцами после катастрофы Второй Мировой. (Я не говорю сейчас про такие вещи, как отношение к иноплеменникам и иноверцам, про отличие этики Ветхого Завета от современного гуманизма - а только про один момент: предельно жесткое отношение к собственной истории). Чтобы пережить катастрофу - будь то индивиду, будь то народу - надо проработать ее.

Крупнейший в прошлом веке историк древнего Израиля, Мартин Нот (M. Noth, Überlieferungsgeschichtliche Studien), особенно подчеркивал, что цель "Девтерономической истории" (книги Иисуса Навина-Судей-Царств) заключалась в том, чтобы показать, что катастрофа Израиля и Иудеи была абсолютно заслуженной. Израиль и Иудея оказались недостойны своего призвания, и Бога покарал их. С точки зрения Нота, в "Девтерономической истории" нет ни малейшего проблеска какой бы то ни было надежды на будущее.
Когда я прохожу этот материал со студентами, я всегда обращаю их внимание на дату публикации Überlieferungsgeschichtliche Studien: Германия, 1943.

... Главная российская катастрофа позиционировала себя - и воспринималась со стороны - как триумф самой радикальной modernity (насколько это справедливо - другой вопрос). В этом контексте развился миф о Святом Средневековье, что, в свою очередь, не способствовало не то что пересмотру чего бы то ни было, но делало невозможной даже самую элементарную саморефлексию внутри религиозной традиции.


https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=1843297172348780&id=100000055444952

Да, и Россия в целом, и РПЦ это страна невыученных уроков. Нынешнее стремление возродить не то что РИ, а сталинский СССР обрекают на очередной разгром.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 124 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →