диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Как Церковь была "вне политики" в 1919-м

В мае 1919 года в Ставрополе состоялся Поместный Церковный Собор.

Он был проведен на средства, выделенные Добровольческой Армией (50 000 рублей). Управление исповеданий в Деникинском правительстве входило в состав Особого совещания.

У Деникина был жесткий конфликт с казачьим самоуправлением (Радами и атаманами). Поэтому (возможно, по подсказке военного протопресвитера Щавельского) он одобрил проведения Собора, создающего над-епархиальный центр церковной власти, нарочито лояльный именно ему, а не атаманам.

"19-го совершается архиепископом Агафодором в сослужении с другими пятью иерархами торжественная литургия.
Во время пения «Верую» быстрыми шагами вошел в Андреевскую церковь Главнокомандующий ген[ерал] Деникин, и было что-то знаменательное в том, что при пении Символа православной веры вошел символ единой православной Руси" - писала тогда местная пресса (с. 261).

Открывая заседание Собора, архиепископ Кавказский и Ставропольский Агафодор приветствовал Главнокомандующего Вооруженными силами Юга России генерала Деникина как доблестного витязя земли Русской, а также и всех собравшихся на Соборе.

После речи архиепископа приветствовал Собор Главнокомандующий генерал Деникин следующей речью: «В эти страшные дни одновременно с напором большевизма, разрушающим государственность и культуру, идет планомерная борьба извне и изнутри против Христовой Церкви...".

Генералу Деникину от имени Собора отвечал Высокопреосвященный Митрофан, архиепископ Донской и Новочеркасский: «Ваше Высокопревосходительство. Южнорусский церковный Собор, манием Божественным собравшийся в богоспасаемом городе Ставрополе для разрешения вопросов о временном церковном управлении, благоустроении дел церковных, приносит Вашему Высокопревосходительству почтительнейшую и глубочайшую благодарность за инициативу созыва Собора и за мощное покровительство и содействие осуществлению этого великого и святого дела. Ваши труды и старания в этом деле с очевидностью свидетельствуют, что не менее судеб Родины Вашему сердцу близки и судьбы многострадальной Церкви, которой Вы сыновне и беззаветно преданы. Вы — истинный патриот и христианин, не мыслящий блага государственного без церковного. Вы совершаете дело поистине величайшей важности, и славу Вашу возвестят людие, и похвалу Вашу исповесть Церковь до окончания века. Вот какая пленительная для сердца и души перспектива открывается перед нами — блестящие победы водимого и вдохновляемого Вами воинства, ополчающегося на лютого врага веры и Родины, являют светлую зарю близкого восстановления единой и неделимой России и попранных врагами прав Св[ятой] Церкви, возвращения ей должной свободы на спасение людей Божиих. Веруем, что недалек тот день, когда Пастыреначальник, избравший Вас орудием Своего промышления о Церкви Божией и России, соберет расточенная, и облечется во всю славу свою многострадальная Родина. Да благословит Вас Христос Господь, да воздаст Вам сторицею за Ваши подвиги и в сей жизни, и в будущей и да сохранит драгоценную для Отечества и Церкви жизнь Вашу на многая лета».

Собором было пропето троекратное многолетие генералу Деникину.

Показательно, что Деникин был назван орудием промысла Божьего, в то время как выступившие на том же заседании представители Донского и Кубанского войск — представителями православного населения. Содержание их выступлений даже не было запротоколировано. А между тем они выразили идею альтернативного Добровольческой армии Юго-Восточного союза казачьих войск. Выступивший от Донского круга П. С. Якушев сказал: «Необходимо тесное единение соседей. Идея Юго-Восточного союза уже осуществляется в церковном мире».

Собор остался верен этой линии и в своем обращении к Деникину. Здесь была отмечена ведущая и объединяющая роль Главнокомандующего, вокруг которого объединились и казачьи войска.

Местом пребывания Высшего Церковного Управления собор признал штаб-квартиру Главнокомандующего (с.140).

Члены Временного высшего церковного управления содержание получают из окладов, принятых в Добровольческой армии, а именно: Председатель — по II классу, а члены управления — по III классу, без применения закона о совместительстве (с. 140).

Вслед за городским головою произносил приветствие викарный Александровский епископ Михаил.

«Мы накануне великого былого исторического дня. 1594 года тому назад, 20 мая, в городе Никее открыт был Первый Вселенский Собор. В том обстоятельстве, что ныне, в день памяти отцов именно 1-го Вселенского Собора, и в г. Ставрополе открывается Южнорусский Поместный Собор, я вижу особенное провидение Божие".


Проф. Верховской сказал, что ВЦУ нужно еще и потому, что когда войдем в Москву, то едва ли патриарх и высшее церковное управление, которые страшно расстроены большевиками, смогут сразу развернуть свою работу на всю Россию.

Из Послания Собора: "Мы, изволением Святаго Духа собравшиеся на Поместный Собор в Богоспасаемом граде Ставрополе, дабы при Божией помощи устроить важнейшие церковные дела..." (с. 88).

Ср: "Несколько месяцев назад у высшего командования Добровольческой армии возникла мысль об учреждении на Юге России Высшего Церковного Управления" (из речи Щавельского; сс. 97-98)

Суточные для членов Собора составляли 35 рублей (суточные для членов Поместного Собора 1971-18 года в Москве составляли 30 руб.; сейчас они, кажется, вообще не платятся). Также членам Собора выданы деньги на проезд 1 классом.

Член Собора А. И. Ивановский предложил последовать примеру Всеросийского поместного Собора, который отправил депутацию с иконой к Главнокомандующему Корнилову, не ограничиваясь словесным обращением, послать от имени Собора иконы генералам — «освободителям края»: А. И. Деникину, В. 3. Май-Маевскому и П. Н. Врангелю. Предложение Ивановского было принято (с.118)

Е. И. Махароблидзе утверждал, что свидетельства одобрения Патриархом деятельности Собора имели Г.Н. Трубецкой и В. В. Мусин-Пушкин.


"Обращение Собора к генералу А. И. Деникину
21 мая 1919 г.

Южно-русский Поместный церковный Собор
Главнокомандующему, Генералу Антону Ивановичу Деникину и предводимому им Христолюбивому Воинству

Господь сил да будет с Вами!

Благодать и мир Его да умножится в Вас!

От имени Церкви, приявшей от Господа благодать и истину, приветствуем мы вас, Христолюбивые воины, подъявшие на свои рамена величайшее дело защиты поруганной веры, спасения разоренной Родины, восстановления чести, правды и порядка на опозоренной русскими же гражданами необъятной Русской Земле.

Полтора года тому назад люди, дышащие ненавистью к Богу и Церкви, исполненные лжи и злобы, захватили в свои руки русскую власть... Праведный гнев к хульникам, святотатцам, убийцам и разорителям родной земли да не изгоняет из сердец ваших завещанных Господом прощения и любви к заблудившимся иль обманутым братьям!

Высшее благо Родины и устроение ее счастья да руководят вами во всех ваших действиях и чувствах!

Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и причастие Святаго Духа да будут со всеми вами!".

В этом, как и в остальных Посланиях Собора нет ни слова о династии Романовых. Интересно, что атаманы отменили все решения Временного Правительства, в то время как соборяне ссылались на них как на правоустанавливающие акты.


"Обращение Собора к архиепископу Кентерберийскому Рэнделу Дэвидсону
Ваше Высокопреосвященство!
Услышал Господь молитвы измученного народа русского, и воскресает наша великая страна. Значительная часть Юга России при помощи Божией уже освобождена силой оружия.
В эти дни Собор не может не вспомнить ту великую помощь, которую по сей день оказывает английский народ русскому народу" (с. 162).

"Обращение Собора к красноармейцам

КРАСНОАРМЕЙЦЫ!

Южнорусский церковный Собор, собравшийся в г. Ставрополе, памятуя, что Господь пришел спасти не праведников, а грешников, обращается к вам от имени распинаемой вами Православной Церкви со словами увещания.

Есть среди вас и обманутые, есть и обольщенные, есть и сознательные преступники, но все вы одинаково служите делу грядущего антихриста...
Долготерпелив Господь. Но страшен и гнев Его. Возмездие земное уже близится. Победоносные полки Добровольческой армии, объединившие почти весь Юг, Сибирская армия адмирала Колчака, подошедшая к Волге, армия генерала Юденича, освобождающая Петроград, западные полки славян, приближающиеся к Киеву, уже сжали железным кольцом Красную армию. И близок час, когда силой оружия, благословляемые Православной Церковью русские полки с крестом и священными знаменами войдут в Кремль Москвы. Наступит час расплаты. И вожди ваши еще раз предадут вас — с награбленными миллионами они найдут способ убежать и скрыться, а вас оставить для расплаты.

Покайтесь. Сознайте преступления свои, безмерные и тяжкие. Отрекитесь от сатаны. Сложите оружие ваше. Земная власть пощадит кающихся. А перед Богом вы должны искупить грехи всею вашей последующей жизнью. И тогда Господь, веруем, простит вас, примет в лоно Свое, как отец принимает блудного, но раскаявшегося сына".

"Обращение к Всевлеикому войску Донскому
Подкупленные предатели обманом добились минутного торжества большевизма на Дону. Казачьи знамена захватили грязные руки новоявленных иуд... Запомните, донские казаки, на веки вечные, что ваше победоносное продвижение на Север Дона для освобождения его от ига насильников началось со дня всенародного моления во граде Новочеркасске перед чудотворной Аксайской иконой Божией Матери. Покровительницы и Заступницы славного войска донского.

Мужайся же, Христолюбивое воинство донское! Еще немного и твое крестоносное [сражение] окончится.

Придут иные дни — дни светлого торжества; воскресения нашей общей Родины — единой неделимой России".


"Обращение Председателя Собора архиепископа Митрофана [Симашкевича] к генералу А. И. Деникину в связи с окончанием Собора

Его высокопревосходительству господину Главнокомандующему Вооруженными силами на Юге России, генералу А. И. Деникину
Ваше высокопревосходительство, глубокоуважаемый Антон Иванович!
Собравшийся в городе Ставрополе Юго-Восточный Церковный Собор, с Божьей помощью, ныне закончил свои занятия. За короткое время Собору удалось успешно справиться с главной своей задачей — устроением Временного высшего церковного управления. Кроме того, Собор отдал особое внимание вопросу об оживлении приходской организации и принял меры к устранению неудобств, вытекающих из неправильного распределения некоторых областей в ведении отдельных епархий. Свое отношение к переживаемым событиям Собор высказал в ряде обращений, посланий, обращенных к чадам Православной Церкви, к Вам и предводимым Вами доблестным войскам, к предстоятелям Православных Церквей на Востоке, призывая их сплотиться во имя Христа на борьбу с общим врагом христианства.

Таким образом, заложены основания великого дела укрепления и оживления церковной жизни и, с Божьей помощью, пробуждения народной совести.

Работа эта могла быть выполнена благодаря христианскому рвению, проявленному Вашим высокопревосходительством, и готовности оказать материальную поддержку делу Церкви.

В качестве Председателя Собора считаю долгом еще раз принести Вашему высокопревосходительству глубокую признательность за это Ваше столь внимательное отношение к нуждам Церкви.

В подъятом Вами подвиге освобождения России Вы найдете Православную Русскую Церковь ныне, как и в старину, усердной пособницей в деле духовного объединения и собирания России. В тесном единении Церкви и государственной власти лежит залог возрождения нашей многострадальной родины".

Пресса:
"Ставрополь. 22 мая на плацу были выстроены солдаты местного гарнизона из числа пленных красноармейцев, к которым обратился с прочувствованным словом член церковного Собора о. Шавельский, указавший в нем, до какой разрухи довела Россию преступная деятельность Красной армии, а также, что Россия пользовалась бы теперь уже всеми благами мира, если бы солдаты не изменили в свое время своему долгу.

«Только один способ есть загладить, красноармейцы, свой грех, это — стать на защиту Веры и Отечества», — сказал о. Шавельский. Речь произвела очень сильное впечатление, и многие из красноармейцев плакали и обещали исполнить свой долг перед Родиной. Протопресвитер предполагает посетить и другие части и военную гауптвахту для таких же бесед" (Газета Жизнь. 1919. 30 мая (№ 30).

***

А как же "важнейшие церковные дела"? Их Поместный Собор тоже порешил: ставропольского архиерея объявили митрополитом. Нарезали новые границы епархий. Попросили денег у всех атаманов и правителей. Постановили взимать по 100 рублей с каждого заявления о разводе (из них 75 - в епархию и 25 - в ВЦУ) и по 10 рублей с каждого пуда проданных свечей... Нет, это буквально: не "жертвуемых", а именно "продаваемых".

"Для получения нужной на дальнейшее содержание Временного высшего церковного управления суммы устанавливается с 1 июня с[его] г[ода] во всех епархиях, коих Временное высшее церковное управление касаться будет, сбор: а) по десяти рублей с каждого продаваемого церквами, не исключая домовых, военных и других, пуда свечей" (с.141).

Еще собор попросил об амнистии, предложив по некоторым статьям бессрочную каторгу заменить 20-летней (с. 244).

***
Напомню, до крушения Деникина осталось ровно полгода. Понятно, что этот собор дал мощный аргумент советской атеистической пропаганде и антиклерикальным репрессиям. Понятно, что последующие заверения церковных риторов о том, что церковь в Гражданской войне была нейтральна и просто молилась о мире - это вранье. (Увы, и я, не зная этих текстов, бывало, так говорил).

Кстати, среди членов этого Собора - будущий ставленик фашистов "патриарх Хорватский" Гермоген. Впрочем, как только коммунисты арестовали его, он тут же объявил себя епископом Московской Патриархии.

***
Не пропустите эту книгу:
Юго-Восточный Русский Церковный Собор 1919. Сборник документов под редакцией Ю. А. Бирюковой. М., Новоспасский монастырь, 2018.



***
Было время - и легойдовская "Фома" уверяла: "Было или нет благословение адмирала Колчака лично Святейшим Патриархом Тихоном. Мы имеем тому достаточно достоверные свидетельства, сохранившиеся у адъютанта Колчака, о том, что Колчаку была передана очень маленькая фотокопия иконы Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца (Можайского), покровителя моряков (это тоже важно отметить), с ворот московской башни ворот Московского Кремля. Этот образ пострадал во время обстрелов боев 1917 года и тем не менее сохранилась как раз та часть иконы, где Николай Чудотворец держал в руках меч. И в письме Святейшего Патриарха Тихона было отмечено, что этим мечом духовным благословляется и адмирал Колчак на свершение своего духовного подвига борьбы за возрождение России. Эта иконка была передана очень сложным путем, прошла через линию фронта".
http://academy.foma.ru/beloe-dvizhenie-i-pravoslavie.html

Я как раз полагаю, что это фейк. Как-то непредставимы в устах патр. Тихона слова "Аура атмосферы молитвенного экстаза не поддаётся описанию!"
http://rpczmoskva.org.ru/oficialnye-dokumenty/blagoslovenie.html

Но есть и иные версии:
«Архангельские епархиальные новости» (№ 18 15 сентября 1919 г.): «Из Омска телеграфируют, что там было отслужено богослужение в память святителя Тихона Задонского, мощи которого были осквернены в Задонске большевиками… Прибывший недавно из Москвы Камчатский архиепископ Нестор присутствовал на богослужении и после литургии передал верующим благословение патриарха Тихона, находящегося все еще в Москве. Послание Тихона гласит: «Скажите всему русскому народу, что, если он останется разъединенным и откажется поднять оружие и идти на спасение Москвы, мы все погибнем и с нами вместе погибнет Святая Русь». Кроме этого послания патриарх Тихон посылает благословение Колчаку…».
http://www.orthedu.ru/kraeved/498-09.html

Ппо подсчетам историка И. Д. Эйнгорна, из 3,5 тыс. священнослужителей, находившихся на территории, занятой войсками адмирала А. В. Колчака, около 2 тыс. человек составляло военное духовенство, бывшее в армии «сибирского правителя»
(там же)

***
После этого трудно отрицать тезис о том, что "официальная церковная позиция" ВСЕГДА есть не более чем производная, взятая от позиции группировки, временно управляющей контролируемой ею территорией и приписанными к ней епископами. "Изволися Духу Святому" в таких случаях не более чем риторическая виньетка.

(Неожиданное подтверждение:

"Дорогие братья и сестры!

18 марта 2018 г. в жизни нашего общества произойдет важное событие – выборы Президента Российской Федерации.

Церковь призывает верующих вносить свой вклад в общественное благо в духе правды, справедливости, солидарности и свободы.
Призываю всех совершеннолетных верующих католиков - граждан Российской Федерации - исполнить 18 марта свой гражданский долг и сделать выбор по совести.

Епископ + Клеменс Пиккель,
Ординарий Епархии святого Климента в Саратове,
Председатель Конференции католических епископов России.
http://cathmos.ru/content/ru/publication-2018-03-10-17-59-13.html)

Исключения бывают, лишь если власть не кажется сильной и прочной. Как честно сказал патриарх Тихон большевикам - мол, я анафематствовал вас, еще не зная, что вы всерьез и надолго...

И - "вишенка" - с СЕГОДНЯШНЕГО официального сайта Патриархи:

"Изменение в политической позиции Патриарха Тихона и большей части православного епископата обусловлено было не только тактическим расчетом, но и соображениями принципиального характера: гражданская война закончилась, государственная власть перестала быть предметом кровавой междоусобной брани, в стране существовало одно законное правительство ― Советское, что создавало возможность для построения правового государства, в котором Православная Церковь могла занять принадлежащее ей место" http://www.patriarchia.ru/db/text/671310.html.

Правда, это место оказалось у тюремной параши. И, надо сказать, не совсем незаслуженно.
Tags: ё
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 105 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →