диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Армяно-греческий конфликт и Благодатный Огонь

В МК:
Андрей Кураев:
Израильское телевидение не совсем компетентно в этих вопросах, и поэтому в репортаже перепутало священника, вмешавшегося в беседу, назвав его коптом, хотя это был православный грек. Именно представители этих двух христианских церквей входят в Гроб Господень за Благодатным огнем: Греческого Патриарха Иерусалимского сопровождает представитель армянского Иерусалимского Патриархата. Интервьюируемый армянин как раз и говорит, что он трижды выполнял эту миссию, присутствуя при этой церемонии. И, получается, что один из двух ее свидетелей отрицает самовозгорание свечей.

Надо сказать, что армянские священники не раз говорили о том, что

Армянская церковь не настаивает на чуде самовозгорания. С другой стороны, нынешний греческий патриарх Иерусалимский Феофил тоже никогда не говорил, что это чудо. Даже когда его прямо спрашивали об этом, он переводил разговор на другую тему: про свои ощущения, про благодать вообще. Но про самовозгорание он никогда не говорил. И только русские телевизионные комментаторы заходятся в экстазе, повествуя о том, что это именно самовозгорание.

Я бы обратил внимание вот на что: нет ни одной советской атеистической брошюрки с критикой этого православного верования. Хотя, казалось бы, тут есть о чем с точки зрения науки поговорить, советская пропаганда эту тему игнорировала.

Почему? Очевидно, потому, что эта тема отсутствовала в массовом церковном сознании. И в церковной апологетике дореволюционных лет эта тема отсутствовала. Ее упоминания встречаются в записках паломников. Но никогда огонь не презентовался как опора православной веры. В зарубежном "Законе Божьем" о.Серафима Слободского (1966) повествование об огне начинается так: "очень мало кому известно, а лучше сказать, почти никому неизвестно, о чудесном явлении Благодатного огня".
И только когда открылся туристический бизнес в Израиле в 90-е годы, вдруг оказалось, что эта самая важная часть православной веры. И это совпадение заставляет задуматься.

В целом же, я скажу: есть чудо крещенской воды. Но никто при этом не говорит, что вода сама конденсируется на стенках пустого бака. Есть чудо литургии. Но хлеб и вино для нее приносим мы, а не ангелы. Освящение воды, зерна, хлеба — это освящение того, что люди принесли. Также и освящение свечей и огня. Творение «Ex nihilo» - «из ничего» произошло лишь в начале времен. Потом и мы и Творец лишь создаем новые сочетания».


Протоиерей Всеволод Чаплин, настоятель московского храма Святого Феодора Студита у Никитских ворот: «я и прежде слышал эту версию от людей, которые служили в Иерусалиме. Можно, конечно, всему этому верить или не верить. Однако, мне кажется, для христианских общин, которые имеют к этому отношение, в первую очередь, для Иерусалимского Патриархата, очень важно сказать правду, прямо ответив на вопрос: сходит ли огонь с неба или его зажигают от лампадки.

Я предвижу, что от ответа и на этот раз будут всячески уходить, отделываясь общими формулировками. Но люди, конечно, хотят определенности. Я убежден, что в прежние века огонь, действительно, сходил с неба. Если сейчас это чудо от нас отнято, то это особое Божие предупреждение: милость Божия отступает от мира, который сам отступает от Христа.

Может быть так, что благодатный огонь не сходит к тем, кто встроен в новый мировой порядок, но сходит к простой паломнице, которая молится в Храме Гроба Господня, или даже к людям, которые истово молятся где-нибудь в сельском храме. В этом случае, даже если огонь зажигается от спички, он по вере людей становится подобным благодатному. А те, кто прибегает к уловкам, если это действительно так, от Бога получают своё.

Рано или поздно кто-то заснимет происходящее в Кувуклии на видео или иным способом добьётся признаний. Тайное всегда становится явным, поэтому лучше для Церкви сказать правду. Молчание или туманные слова в таких случаях всегда вызывают лишь большие подозрения. Христос сказал в Евангелии: « Да будет слово ваше: да, да; нет, нет. А что сверх этого, то от лукавого».

***
ЭХо Москвы:


«В русской апологетической литературе дореволюционных лет не упоминается об этом чуде. Можно, конечно, где-то специально искать, есть какая-то литература паломников, где можно встретить рассказы об этом. Но встречаются книги паломников, где они вообще об этом ни слова не говорят. Мифом это стало в 90-е годы, таким стержнем, скрепой, главным аргументом в защиту верности от православия», — сказал Кураев.

Диакон добавил, что именно тогда, когда открылся туристический бизнес в Израиле, появился миф о благодатном огне. «Вдруг оказалось, что ждет там такое диво дивное, именно тогда началось массовое уверование в это», — сказал он.
https://echo.msk.ru/news/2163776-echo.html


Национальная служба новостей:
Протодиакон Андрей Кураев в эфире НСН раскрыл детали инцидента, ..
Православный мир должен очень серьезно задуматься: нельзя главной опорой своей веры выставлять чудо, которое очень легко может быть опровергнуто. В эпоху современных технологий они дождутся, что кто-нибудь там камеру установит и будет в прямом эфире транслировать на весь мир, что там на самом деле происходит. И если вдруг окажется, что это не чудесное загорание от руки ангела, а речь идет о лампадке – хорошо известно, где эта лампадка может быть спрятана: там есть ниша, прикрытая иконой Божьей матери, над Гробом Господним. Есть фотографии этой ниши, с иконой и без иконы. Это может быть очень серьезный удар по авторитету православия как такового. Я напомню, что таким мифом это стало буквально в последние десятилетия. Дореволюционные апологеты православия никогда об этом не говорили, никак к этому не апеллировали. Это феномен 1990-х годов, когда начался туристический бизнес на паломничествах в Израиль», - заключил священник.

Ранее в эфире НСН профессор православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Александр Дворкин напомнил, что до строительства Храма Гроба Господня в IV веке церковь обходилась без Благодатного огня.

***
Обратите внимание на ре-публикацию вот на этом ресурсе:
https://rusarminfo.ru/2018/03/12/armyane-nikogda-ne-skryvali-tajnu-poyavleniya-blagodatnogo-ognya-kuraev/

***
Но самый дивный комментарий дал пресс-секретарь патриарха Московского и всея Руси Кирилла священник Александр Волков:

"Подобные заявления, тем более от представителя неправославной Церкви, звучат достаточно странно и вызывают сомнения в добропорядочности людей, которые их делают". Священнику кажется странным это заявление, поскольку ко всем явлениям духовной жизни теоретически можно относиться с критикой и недоверием.
http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=69420

Во-первых, как раз армянский священник и подошел "с критикой и недоверием".
Во-вторых - какова ж культуры дискуссии сына профессора риторики! Раз некто не согласен с его начальством - значит, точно - сволочь!

***

Из учебника Слободского -"письмо паломницы" 1958 года:

"В прошлом году я и еще одна русская паломница, приехавшая из Америки, мы досконально видели (у нас было очень хорошее удачное место) как тоненьким зигзагом, как молния, блеснул свет сверху вниз, и моментально появился огонь на гробе Господнем, где разложена вата, которая и загорается от этого огня".

Ага, очень "удачное место" было у них. Вместо патриарха. Видеть, что происходит на гробе, не может никто, кроме тех двух, что вошли в Кувуклию. Но тут уместно вспомнить выражение "врет как очевидец".
Про мелочные фантазии типа "обыска патриарха турками" и говорить нечего. В учебнике, по которому и сегодня требуют готовиться к поступлению в семинарию, говорится: "Наверное Вы слыхали об этом чуде, это было в восьмисотых годах, когда ... треснула колонна". Что ж, отметим, это "историческое событие" в наших "источниках" теперь гуляет от 16 века аж до 19.

Второй рассказ из этого учебника:
"я тут стоял с правой стороны у подсвечника перед Кувуклией, недалеко, в двух шагах от Патриарха... И вдруг в темноте на ложе Живоносного Гроба, – рассыпаются, как бисеринки голубо-яркие, умножаясь, превращаясь в синий огонь, от которого загорается приготовленная вата, лента и лампада: все превращается в пламя «Благодатного Огня» ... Немногие у Кувуклии (Часовни) при выносе Патриарха, смогли зажечь свои свечи. Я тоже не успел".
Тут опять за личные созерцания выдается пересказ услышанного от гида: человек, который во время события стоял вне кувуклия, рассказывает о том, что якобы происходит внутри (подчеркну: окошек, через которые можно видеть пещеру Гроба, не существует).

Бедным детям приходится на одной той же странице учебника читать:
"И еще некоторых впустили во внутрь Часовни: это те священнослужители, которые по знаку Патриарха потушат Благодатный Огонь на ложе Живоносного Гроба и заберут все с Гроба, что было приготовлено к принятию Благодатного Огня. Когда арабы из полиции, предназначенные для выноса обоих Патриархов с Благодатным Огнем, вошли во внутрь Часовни, за ними двери заперли".

И: "греческий о. Кириакос, хранитель Гроба Господня: "... а что касается Благодатного Огня, то ни я и никто другой не имеет права быть в это время с Патриархом внутри пещеры Гроба Господня, кроме епископа армянского".
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 114 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →