диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

О не-выборах

А. Нарышкин― Про выборы хотел спросить. Есть ли некое указание от руководства церкви по поводу выборов? «Приходите, голосуйте, не будьте равнодушными…»
А. Кураев― Смотрите: вот есть патриарх Кирилл. А говорят, что у него есть духовник – некий схиархимандрит Илий, который живет рядом с ним в Переделкино. Я не знаю, действительно ли он его духовник; не знаю, встречаются ли они вообще, о чем-то беседуют…
А. Соломин― Зачем Патриарху духовник? Извините, что перебиваю вас.
А. Кураев― Так положено: кому-то исповедоваться. Когда-то они вместе учились в Ленинградской семинарии в эпоху митрополита Никодима, что-то общее их вроде бы связывает. Я подчеркиваю: отец Илий – схимник. Схимничество – это самое затворническое монашество. И вдруг затворник бросает свои монашеские дела, людей, которые со всей страны едут к нему за духовным советом в Переделкино – и отправляется, простите, в предвыборный чёс по стране. В Ставрополь, в Томск и так далее. И всюду он говорит, что мы должны обязательно прийти на выборы, проголосовать за Путина, ни в коем случае чтобы коммунисты не прошли и так далее. И это прямо в храме.
А. Нарышкин― То есть, во время службы?
А. Кураев― Да.
А. Нарышкин― Это часть службы?
А. Кураев― И как часть службы, и на встречах с духовенством и семинаристами, и для местных средств массовой информации и так далее. Зачитаю два сообщения из разных православных сетевых групп:

«Вчера одна матушка из монастыря была у Батюшки в Переделкино о.Илии, говорит, что Батюшка очень обеспокоен выборами и говорит только об этом. Батюшка говорит: если Путин не победит, то в стране начнётся хаос и она погибнет. Просил до выборов читать два Акафиста: Божией матери"Умягчение злых сердец" и Иоанну Богослову. Ещё главное убедить всех пойти на выборы, должна быть очень высокая явка, это важно! Рассылочку сделайте, православные!!!!».
https://vk.com/o.ioannikiy?w=wall-94543747_2806

Кстати, сообщение сдуру проиллюстрировано фотографией Путина, возлагающего цветы к могиле финского маршала Маннергейма


«Дорогие наши братья и сестры низкий поклон всем. 11 марта 2018года когда о .Илий улетал в Сибирь в очередную поездку по России для того что бы молится и объяснять нашему народу что бы не пошли голосовать за коммунистов. За минуту перед выходом из дома он остановился и сказал нам время очень напряженное будет очень тяжело молитесь горячо читайте два акафиста Божией матери Умягчение злых сердец и Св.Иоанну Богослову и молитву Архангелу Михаилу за Владимира Путина передайте это всем кому сможете перекрестил всех и ушёл. Было это два дня назад мы не поняли к чему все это сказал наш батюшка а теперь 13 Марта посмотрев последние новости мы поняли все, что Россию и наш народ и нашего президента не навредит весь мир. Поэтому просьба ко всем кто любит наше Отечество молится и по мере своих сил читать два акафиста как минимум до выборов президента . Храни всех Бог. недостойный Владимир Ильин».
https://ok.ru/iangelvost/topic/68199676854314

Вот тут вопрос: это личный бзик этого так называемого «старца» — или, что называется, его послали? В Томске он прямо сказал, что выполняет задание патриарха.

А. Соломин― Помните, был такой святой, который, когда в Византии было всё плохо – а он жил в пустыне (я не помню точно, как его звали: Антоний, по-моему), абсолютный отшельник (в той еще, сирийской или какой там еще пустыне) – когда увидел, что в государстве что-то там не ладится, всё бросил и поехал проповедовать в Константинополь. Никто вроде не призывал его, сам почувствовал…
А. Кураев― Знаете, одно дело, когда речь идет о кризисе и когда действительно надо вразумить этого властителя. А здесь-то наоборот: он едет, чтобы облизать правителя комплиментами, поддержать. Причем властителя, которому ничто не угрожает. Никакая Куликовская битва на горизонте не мерещится, поэтому Пересвету нет никакого смысла оставлять стены монастыря и идти искать своего Кочубея. Так что в данном случае это какая-то личная политическая страсть. Ну плюс еще и политическая заданность. И ведь никто его не останавливает, этого старца Илию.

А. Нарышкин― А кто его должен остановить и кто его может остановить?
А. Кураев― Для начала Патриарх. Не говоря уже о местных епископах.

А. Соломин― Патриарх, мне кажется, и сам бы с удовольствием поехал по стране с чесом, призывая людей на выборы. Нет?
А. Кураев― Весьма вероятно.

А. Нарышкин― А что плохого делает этот духовник с точки зрения своих профессиональных обязанностей?
А. Кураев― Получается, что он не исполняет свои обязанности. Я уж не говорю, что задача схимника – быть немножко иностранцем, инопланетянином. Схимник – это инопланетянин. У него даже на одежде крылышки поэтому. Он совсем со стороны, не с точки зрения чьих-то классовых или династических интересов должен смотреть на жизнь людей. Sub specie aeternitatis — «под знаком вечности». А тут вдруг потоком идут пужалки - какие страшные коммунисты, как они всех будут опять рубить и вешать, если придут к власти и что мы должны исполнить наш христианский долг – прийти на выборы!

А. Соломин― Это христианский долг?
А. Кураев― Нет, конечно. Я не знаю такой заповеди в Библии: «иди и голосуй». Хотя в Ветхом завете есть одна замечательная притча про деревья. «Как деревья царя выбирали». Там сюжет такой, что благородные дерева сказали: «У нас свои дела» и в итоге терновник объявил себя царем всего мира и всё заполонил.
В этом смысле – да, прямо скажем, некий такой прецедент есть. Но я убежден, отец Илий не помнит этого прецедента. Он и свою-то жизнь уже плохо помнит и рассказывает про самого себя сказки (например, про то, как еще 15 февраля 1943 года он раздобыл секретные немецкие планы об их укреплениях на июльской Курской Дуге).
(https://diak-kuraev.livejournal.com/1904585.html)

А. Соломин― Что такое вообще выборы для христианина? Выборы президента, главы государства…
А. Кураев― В данном случае это страсть. Страсть в буддийском смысле этого слова: «дукха» — страдательность.
А. Нарышкин― Страсть кандидата к власти?
А. Кураев― Нет, страсть — это когда меня имеют. С точки зрения буддизма (а кстати, и христианства) страсть – это не страдание, это страдательный залог. Когда не я живу, а меня живут. Когда нечто вторгается в мою жизнь, водит, что называется, моей рукою и так далее. Провоцирует на поступки. Так вот, выборы 18 марта – это «дукха». Это я по-буддистски говорю.

А. Соломин― А можете расшифровать?
А. Кураев― Страдательный залог. Нечто навязанное, предрешенное, где для меня с моей уникальностью нет места. То есть это не личностный поступок. Я скажу словами Михаила Бахтина: «Человек начинается с выбора своего не-алиби в бытии». Не-алиби – то есть некий поступок. То, в чем меня никто не может заменить. Я не как представитель какой-то массы, какого-то типа, класса объектов действую, а как «я».

А. Соломин― ДетиХоронятКоня (это ник пользователя) пишет: «Ни один поступок не является личностным, и буддизм здесь ни при чем». Я хотел немножко развить эту тему. Ведь на самом деле оставаясь дома, вы, по сути, тоже выполняете ту установку, о которой вам говорят те люди, которые хотят, чтобы вы остались дома и не ходили, бойкотировали выборы.
А. Кураев― Совершенно верно. Я разве говорил иначе?
А. Соломин― Мне казалось, что вы не идете или вам неинтересны выборы.
А. Кураев― Я сказал вообще обо всей этой выборной ситуации, независимо от частностей: дергаешь ты левой лапкой или правой.
А. Соломин― Как ни поступи… А где же здесь шаг личности?
А. Нарышкин― Безысходность.
А. Кураев― Здесь – нет. Поэтому я и говорю, что это бесчеловечная ситуация.
А. Соломин― Хорошо, оставили это. Как вы намерены поступить 18 марта, что делать?
А. Кураев― Слава Богу, это воскресенье – пойду послужу, помолюсь.
А. Соломин― То есть присоединитесь к бойкоту?
А. Кураев― Нет, это совсем не одно и то же. Потому что кто-то из тех, кто будет молиться, потом пойдет голосовать.
А. Соломин― А вы пойдете после этого голосовать?
А. Кураев― Зависит от настроения и погоды.

А. Нарышкин― Прихожане вас спрашивают про выборы?
А. Кураев― Слава Богу, нет.
А. Соломин― А люди обычно советуются со священниками в этом вопросе?
А. Кураев― Надеюсь, что нет.
А. Соломин― Почему?
А. Кураев― А зачем? Вы можете представить прихожанина, который у батюшки спрашивает: «Каким стиральным порошком мне стирать такие-то носки?».
А. Нарышкин― Ну, я могу сказать, что такие люди есть.
А. Кураев― Это какие-то совсем уже отмороженные.
А. Соломин― В вопросах какого-то морального выбора…
А. Кураев― А что тут морального?
А. Соломин― Когда люди выбирают главу государства, они в том числе руководствуются и моральными принципами.
А. Кураев― В данном случае – я же сказал – это аморальная ситуация.
А. Соломин― Ситуация – да. А люди же живые, обычные, настоящие…
А. Кураев― Нет, я думаю, что все-таки нормальный человек к нормальному священнику с этим не пойдет.

А. Нарышкин― Вопросы того, что происходит в стране, ваших прихожан интересуют?
А. Кураев― Конечно, это же люди.
А. Нарышкин― Приходят и просят: «Объясните нам»?
А. Кураев― Нет, конечно. А почему они должны меня или попа вообще просить об этом?

А. Нарышкин― Хорошо. А как вы тогда узнаете, что они в этом смысле неравнодушны и беспокоятся?
А. Кураев― Потому что мы живем в достаточно прозрачном мире. У каждого человека есть масса идентичностей. Если человек – прихожанин православной церкви, это не означает, что у него нет других идентичностей, других кругов интересов, других кругов общения и так далее. Они пересекаются на многих уровнях.

А. Соломин― Я объясню, что имеет в виду Нарышкин. Вы же выступаете со своим особым мнением на разных площадках. Вы пишете в своем Живом Журнале, выступаете на радио. Люди воспринимают вас как носителя мнения, с которым могут соглашаться, а могут не соглашаться. Соответственно, они могут приходить к вам со своими вопросами – тем, что осталось неясным.
А. Кураев― Уверяю вас: с политическими вопросами ко мне в храме не обращаются. Только здесь, в этой комнате ко мне обращаются с политическими вопросами.

А. Соломин― Хорошо хоть, можно об этом поговорить где-то.
А. Кураев― Ужасно…
А. Соломин― Хоть что-то радостное.
А. Кураев― Это плохо для этой комнаты, потому что только об этом вы здесь и говорите.

https://echo.msk.ru/programs/personalnovash/2164668-echo/

Из комментариев:

"Это Александр Робертович Штильмарк, а не аноним.

Тот редкий случай, когда я согласен с отцом диаконом. Это Илий действует самостоятельно, ещё во время "сражения" Ельцина и Зюганова" он тоже колесил по стране и тоже кричал о том, что ради России надо голосовать за Ельцина. И выпустил гнуснейшую подлую брошюрку под названием "Истоки зла", где все грехи всего человечества повесил на коммунистов. Чтобы не было кривотолков: я не коммунист и не поддерживаю коммунистов. Но и не люблю того, когда пишут напраслину и чушь. Это брошюрку он раздавал каждому после исповеди. Кончилось тем, что отец Александр Шаргунов выгнал Илия из своего харма за то, что он и в его храме призывал голосовать за Ельцина. Такой вот странный сей старец."
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 95 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →