А. Кураев― Смотрите: вот есть патриарх Кирилл. А говорят, что у него есть духовник – некий схиархимандрит Илий, который живет рядом с ним в Переделкино. Я не знаю, действительно ли он его духовник; не знаю, встречаются ли они вообще, о чем-то беседуют…
А. Соломин― Зачем Патриарху духовник? Извините, что перебиваю вас.
А. Кураев― Так положено: кому-то исповедоваться. Когда-то они вместе учились в Ленинградской семинарии в эпоху митрополита Никодима, что-то общее их вроде бы связывает. Я подчеркиваю: отец Илий Ноздрин – схимник. Схимничество – это самое затворническое монашество. И вдруг затворник бросает свои монашеские дела, людей, которые со всей страны едут к нему за духовным советом в Переделкино – и отправляется, простите, в предвыборный чёс по стране. В Ставрополь, в Томск и так далее. И всюду он говорит, что мы должны обязательно прийти на выборы, проголосовать за Путина, ни в коем случае чтобы коммунисты не прошли и так далее. И это прямо в храме.
А. Нарышкин― То есть, во время службы?
А. Кураев― Да.
А. Нарышкин― Это часть службы?
А. Кураев― И как часть службы, и на встречах с духовенством и семинаристами, и для местных средств массовой информации и так далее. Зачитаю два сообщения из разных православных сетевых групп:
«Вчера одна матушка из монастыря была у Батюшки в Переделкино о.Илии, говорит, что Батюшка очень обеспокоен выборами и говорит только об этом. Батюшка говорит: если Путин не победит, то в стране начнётся хаос и она погибнет. Просил до выборов читать два Акафиста: Божией матери"Умягчение злых сердец" и Иоанну Богослову. Ещё главное убедить всех пойти на выборы, должна быть очень высокая явка, это важно! Рассылочку сделайте, православные!!!!».
https://vk.com/o.ioannikiy?w=wall-94543747_2806
Кстати, сообщение сдуру проиллюстрировано фотографией Путина, возлагающего цветы к могиле финского маршала Маннергейма

«Дорогие наши братья и сестры низкий поклон всем. 11 марта 2018года когда о .Илий улетал в Сибирь в очередную поездку по России для того что бы молится и объяснять нашему народу что бы не пошли голосовать за коммунистов. За минуту перед выходом из дома он остановился и сказал нам время очень напряженное будет очень тяжело молитесь горячо читайте два акафиста Божией матери Умягчение злых сердец и Св.Иоанну Богослову и молитву Архангелу Михаилу за Владимира Путина передайте это всем кому сможете перекрестил всех и ушёл. Было это два дня назад мы не поняли к чему все это сказал наш батюшка а теперь 13 Марта посмотрев последние новости мы поняли все, что Россию и наш народ и нашего президента не навредит весь мир. Поэтому просьба ко всем кто любит наше Отечество молится и по мере своих сил читать два акафиста как минимум до выборов президента . Храни всех Бог. недостойный Владимир Ильин».
https://ok.ru/iangelvost/topic/68199676854314
Вот тут вопрос: это личный бзик этого так называемого «старца» — или, что называется, его послали? В Томске он прямо сказал, что выполняет задание патриарха.
А. Соломин― Помните, был такой святой, который, когда в Византии было всё плохо – а он жил в пустыне (я не помню точно, как его звали: Антоний, по-моему), абсолютный отшельник (в той еще, сирийской или какой там еще пустыне) – когда увидел, что в государстве что-то там не ладится, всё бросил и поехал проповедовать в Константинополь. Никто вроде не призывал его, сам почувствовал…
А. Кураев― Знаете, одно дело, когда речь идет о кризисе и когда действительно надо вразумить этого властителя. А здесь-то наоборот: он едет, чтобы облизать правителя комплиментами, поддержать. Причем властителя, которому ничто не угрожает. Никакая Куликовская битва на горизонте не мерещится, поэтому Пересвету нет никакого смысла оставлять стены монастыря и идти искать своего Кочубея. Так что в данном случае это какая-то личная политическая страсть. Ну плюс еще и политическая заданность. И ведь никто его не останавливает, этого старца Илию.
А. Нарышкин― А кто его должен остановить и кто его может остановить?
А. Кураев― Для начала Патриарх. Не говоря уже о местных епископах.
А. Соломин― Патриарх, мне кажется, и сам бы с удовольствием поехал по стране с чесом, призывая людей на выборы. Нет?
А. Кураев― Весьма вероятно.
А. Нарышкин― А что плохого делает этот духовник с точки зрения своих профессиональных обязанностей?
А. Кураев― Получается, что он не исполняет свои обязанности. Я уж не говорю, что задача схимника – быть немножко иностранцем, инопланетянином. Схимник – это инопланетянин. У него даже на одежде крылышки поэтому. Он совсем со стороны, не с точки зрения чьих-то классовых или династических интересов должен смотреть на жизнь людей. Sub specie aeternitatis — «под знаком вечности». А тут вдруг потоком идут пужалки - какие страшные коммунисты, как они всех будут опять рубить и вешать, если придут к власти и что мы должны исполнить наш христианский долг – прийти на выборы!
А. Соломин― Это христианский долг?
А. Кураев― Нет, конечно. Я не знаю такой заповеди в Библии: «иди и голосуй». Хотя в Ветхом завете есть одна замечательная притча про деревья. «Как деревья царя выбирали». Там сюжет такой, что благородные дерева сказали: «У нас свои дела» и в итоге терновник объявил себя царем всего мира и всё заполонил.
В этом смысле – да, прямо скажем, некий такой прецедент есть. Но я убежден, отец Илий не помнит этого прецедента. Он и свою-то жизнь уже плохо помнит и рассказывает про самого себя сказки (например, про то, как еще 15 февраля 1943 года он раздобыл секретные немецкие планы об их укреплениях на июльской Курской Дуге).
(https://diak-kuraev.livejournal.com/1904585.html)
А. Соломин― Что такое вообще выборы для христианина? Выборы президента, главы государства…
А. Кураев― В данном случае это страсть. Страсть в буддийском смысле этого слова: «дукха» — страдательность.
А. Нарышкин― Страсть кандидата к власти?
А. Кураев― Нет, страсть — это когда меня имеют. С точки зрения буддизма (а кстати, и христианства) страсть – это не страдание, это страдательный залог. Когда не я живу, а меня живут. Когда нечто вторгается в мою жизнь, водит, что называется, моей рукою и так далее. Провоцирует на поступки. Так вот, выборы 18 марта – это «дукха». Это я по-буддистски говорю.
А. Соломин― А можете расшифровать?
А. Кураев― Страдательный залог. Нечто навязанное, предрешенное, где для меня с моей уникальностью нет места. То есть это не личностный поступок. Я скажу словами Михаила Бахтина: «Человек начинается с выбора своего не-алиби в бытии». Не-алиби – то есть некий поступок. То, в чем меня никто не может заменить. Я не как представитель какой-то массы, какого-то типа, класса объектов действую, а как «я».
А. Соломин― ДетиХоронятКоня (это ник пользователя) пишет: «Ни один поступок не является личностным, и буддизм здесь ни при чем». Я хотел немножко развить эту тему. Ведь на самом деле оставаясь дома, вы, по сути, тоже выполняете ту установку, о которой вам говорят те люди, которые хотят, чтобы вы остались дома и не ходили, бойкотировали выборы.
А. Кураев― Совершенно верно. Я разве говорил иначе?
А. Соломин― Мне казалось, что вы не идете или вам неинтересны выборы.
А. Кураев― Я сказал вообще обо всей этой выборной ситуации, независимо от частностей: дергаешь ты левой лапкой или правой.
А. Соломин― Как ни поступи… А где же здесь шаг личности?
А. Нарышкин― Безысходность.
А. Кураев― Здесь – нет. Поэтому я и говорю, что это бесчеловечная ситуация.
А. Соломин― Хорошо, оставили это. Как вы намерены поступить 18 марта, что делать?
А. Кураев― Слава Богу, это воскресенье – пойду послужу, помолюсь.
А. Соломин― То есть присоединитесь к бойкоту?
А. Кураев― Нет, это совсем не одно и то же. Потому что кто-то из тех, кто будет молиться, потом пойдет голосовать.
А. Соломин― А вы пойдете после этого голосовать?
А. Кураев― Зависит от настроения и погоды.
А. Нарышкин― Прихожане вас спрашивают про выборы?
А. Кураев― Слава Богу, нет.
А. Соломин― А люди обычно советуются со священниками в этом вопросе?
А. Кураев― Надеюсь, что нет.
А. Соломин― Почему?
А. Кураев― А зачем? Вы можете представить прихожанина, который у батюшки спрашивает: «Каким стиральным порошком мне стирать такие-то носки?».
А. Нарышкин― Ну, я могу сказать, что такие люди есть.
А. Кураев― Это какие-то совсем уже отмороженные.
А. Соломин― В вопросах какого-то морального выбора…
А. Кураев― А что тут морального?
А. Соломин― Когда люди выбирают главу государства, они в том числе руководствуются и моральными принципами.
А. Кураев― В данном случае – я же сказал – это аморальная ситуация.
А. Соломин― Ситуация – да. А люди же живые, обычные, настоящие…
А. Кураев― Нет, я думаю, что все-таки нормальный человек к нормальному священнику с этим не пойдет.
А. Нарышкин― Вопросы того, что происходит в стране, ваших прихожан интересуют?
А. Кураев― Конечно, это же люди.
А. Нарышкин― Приходят и просят: «Объясните нам»?
А. Кураев― Нет, конечно. А почему они должны меня или попа вообще просить об этом?
А. Нарышкин― Хорошо. А как вы тогда узнаете, что они в этом смысле неравнодушны и беспокоятся?
А. Кураев― Потому что мы живем в достаточно прозрачном мире. У каждого человека есть масса идентичностей. Если человек – прихожанин православной церкви, это не означает, что у него нет других идентичностей, других кругов интересов, других кругов общения и так далее. Они пересекаются на многих уровнях.
А. Соломин― Я объясню, что имеет в виду Нарышкин. Вы же выступаете со своим особым мнением на разных площадках. Вы пишете в своем Живом Журнале, выступаете на радио. Люди воспринимают вас как носителя мнения, с которым могут соглашаться, а могут не соглашаться. Соответственно, они могут приходить к вам со своими вопросами – тем, что осталось неясным.
А. Кураев― Уверяю вас: с политическими вопросами ко мне в храме не обращаются. Только здесь, в этой комнате ко мне обращаются с политическими вопросами.
А. Соломин― Хорошо хоть, можно об этом поговорить где-то.
А. Кураев― Ужасно…
А. Соломин― Хоть что-то радостное.
А. Кураев― Это плохо для этой комнаты, потому что только об этом вы здесь и говорите.
https://echo.msk.ru/programs/personalnovash/2164668-echo/
Из комментариев:
"Это Александр Робертович Штильмарк, а не аноним.
Тот редкий случай, когда я согласен с отцом диаконом. Это Илий действует самостоятельно, ещё во время "сражения" Ельцина и Зюганова" он тоже колесил по стране и тоже кричал о том, что ради России надо голосовать за Ельцина. И выпустил гнуснейшую подлую брошюрку под названием "Истоки зла", где все грехи всего человечества повесил на коммунистов. Чтобы не было кривотолков: я не коммунист и не поддерживаю коммунистов. Но и не люблю того, когда пишут напраслину и чушь. Это брошюрку он раздавал каждому после исповеди. Кончилось тем, что отец Александр Шаргунов выгнал Илия из своего харма за то, что он и в его храме призывал голосовать за Ельцина. Такой вот странный сей старец."
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →