диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Наш регресс

Помните о каноне, который лишь за подозрение и слух повелевает снимать епископа с поста?

Карфагенский поместный собор 401 года постановил своим 79 (в Кормчей - 80м) правилом:

"Определено и сие: когда на состоящих в клире бывает донос, и объявляются некоторые обвинения, аще желают, как и должно, защищали свое дело и попещися о доказательствах своея невинности, да учинят сие в течение года, в котором должны быти вне общения. Аще же в течении года вознерадят очистити свое дело: то после сего никакой глас от них да не приемлется".

(см. https://diak-kuraev.livejournal.com/605175.html)

Это, оказывается, не есть нечто собственно христианское. Карфагенский собор лишь перенес в церковную жизнь закон, давным-давно действовавший в Афинах:

Если кого обвиняли в развратном поведении, но без возбуждения против него судебного процесса: то такому гражданину запрещалось заниматься политической деятельностью и выступать с предложениями в Совете и на народном собрании

Демосфен, XXII, 29-30: "человек, не чувствующий за собой вины, должен не возражать против вида назначенного ему судебного разбирательства, а доказывать свою невиновность. Точно так же и ты, Андротион, уличенный в развратном поведении, если и выступаешь с предложениями - все же не надейся избежать ответственности, ссылаясь на то, что мы должны обратиться с фесмофетам. Ты обязан или доказать несправедливость обвинения в развратном поведении, или понести наказание за то, что вносишь предложения, будучи запятнан таким преступлением (ведь у тебя и права нет заниматься политической деятельностью!)... Солон в этом законе, запрещающем лицам, уличенным в развратном поведении, выступать с речами или вносить предложения на народном собрании..."
http://simposium.ru/ru/node/756

Это "частичная атимия", то есть частичное поражение в правах. В данном случае, поскольку вина еще не была доказана, обвиняемый не считался преступником и своим присутствием не мог осквернить святыни, поэтому атимия, налагаемая на него, касалась сферы только общественной, а не храмовой жизни.

И это - в демократических Афинах 5 века до нашей эры.

(Подробнее: Никитюк Е. В. Афинские нечестивцы. Процессы по обвинению в религиозном нечестии в Афинах в конце V в. до н.э. - СПб., 2018).

Прошло 2,5 тысячи лет. И ни преосвященному Анастасию, ни Слуцкому, ни педофилу Жириновскому ничего не грозит. Все кафедры, микрофоны и собрания к их услугам.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments