
Ириней (Клементьевский Иоанн Андреевич), архиепископ Псковский, Лифляндский и Курляндский.
имп. Павел сделал Иринея своим генерал-адъютантом, пожаловав ему и аксельбанты (что-то подобное изображается на его портретах поверх мантии).
Ириней (Клементьевский Иоанн Андреевич), архиепископ Псковский, Лифляндский и Курляндский. Родился в феврале 1753 г. в с. Клементьевке, Ковровского уезда в семье священника. Обучался во Владимирской семинарии и Московской духовной академии. По окончании последней оставлен в ней учителем и проповедником. В 1774 г. пострижен в монашество. С 12 сентября 1776 г. – игумен Московского Николо-Перервинского монастыря и префект Перервинской семинарии. В 1787 г. вызван в Петербург на чреду священнослужения и проповеди. С 30 июня 1788 г. – член Св. Синода, архимандрит Новгородского Юрьева монастыря. 6 июня 1792 г. хиротонисан во епископа Тверского. 24 октября 1796 г. возведен в сан архиепископа. 17 октября 1798 г. перемещен во Псков.
Пользовался особой благосклонностью имп. Павла I. В 1797 г. был награжден орденом св. Александра Невского и «командорством» из 5 деревень в Серпуховском уезде Московской губернии (ок. 300 душ).
30 августа 1814 г. уволен на покой.
Скончался 24 апреля 1818 г. в Петербурге. Погребен в Александро-Невской Лавре.
По характеристике П. И. Мельникова (А. Печерского), И. «отличался обширной ученостью, особенно же знанием греческого языка… был очень добрый человек и кроткого характера, но много вредил себе невоздержанной жизнью.
Источником суждений Мельникова стали записки пристрастного мемуариста А. А. Яковлева. Тот писал в 1805 г., что «архиепископ Ириней Псковский, человек добрый, ежедневно пьяный, разделявший свое время между пуншем, греческими книгами и любовницею, которую он содержал на Петроградской стороне.., всегда все подписывал, не читавши, по приказанию митрополита, с тем только, чтобы он не мешал ему пользоваться покойной жизнью и доставил ему пансион» (Яковлев. С. 24-25).
По свидетельству Н. С. Маевского, внука друга И. генерал-лейтенанта А. Д. Буткевича, И. среди своих современников «слыл за человека необыкновенной учености, потому что знал языки латинский и греческий и перевел несколько творений святых отцов. Он был большой самодур, но самодурство значительно смягчалось в нем образованием, которым он так резко отличался от своих современников». В то же время он был прост в общении и не лишен чувства юмора. Как вспоминал буфетчик Афанасий Фаддеев, однажды в присутствии И. и гостей он подал к столу поросенка. Архиерей перекрестил блюдо со словами: «...сие порося да обратится в карася», и первым с аппетитом приступил к трапезе.
http://www.pravenc.ru/text/674015.html
Выражение глаз на этом портрете поразительно похоже на современного митрополита Арсения...
Другой портрет сего архипастыря:
Тут обращает на себя внимание золотая вышивка по низу клобука.
А также замена панагии на орденские знаки.
Совмещая описание двух этих портретов, Н. И. Троицкий так говорил об их герое: "...Возложение на святителей знаков даже воинского звания... Ириней, возлагая на себя панагию с изображением великого князя, по-видимому, Александра Невского, и облачаясь в мантию, помещал на ней аксельбанты, какие у жандармов, фельдегерей, генералов штаба, адьютантов и т.п." (Свящ. Собор Православной Росс. церкви 1917-1918 т.5. М.,2015, сс. 715-716).
***
Удивительно, что в тот же день - 28 окт 1917-го - с уст председателя Собора митр. Тихона сорвалось слова "утлая" в отношении церкви и собора: "Мы, представители и члены святой Церкви и Священного собора, представляем из себя тихую УТЛУЮ пристань, где не только царствует мир, но откуда должен и распространять мир". (с. 690).
Утлый:ветхий, худой, дырявый; с течью, непрочный, некрепкий, ненадёжный.
перен. убогий, бедный, жалкий.