Из следственного дела известно, что майора Глебова пытали четыре раза. Петр добивался от Глебова признания факта интимной близости со своей прежней супругой. Чтобы сломить сопротивление Глебова Петр Первый приказал привязать его к доске, утыканной гвоздями. Офицер пролежал без движения на этой доске трое суток, после чего сознался в выдвинутых против него обвинениях. Помимо сознания в любовной связи с царицей Евдокией, Глебов дал разоблачительные показания против епископа Ростовского Досифея, которые фактически предопределили жестокий приговор в отношении последнего.
Казни были проведены 15 марта 1718 г. на Красной площади в Москве и растянулись болеё чем на три часа. Самодержавный режиссер, разрабатывая ритуал казни, дал волю садистким фантазиям. Петр Первый обязал присутствовать при исполнении приговора своего сына Алексея. На глазах последнего его друзья и единомышленники приняли мученическую смерть. Глебов был живым посажен на кол.
Искусство палача состояло в том, чтобы острие кола или прикрепленный к нему металлический стержень ввести в тело преступника без повреждения жизненно важных органов и не вызвать обильного кровотечения, приближающего конец. Кол с преступником закреплялся вертикально. При казни Степана Глебова к колу была прибита горизонтальная рейка, чтобы казнимый под силой тяжести тела не сполз к земле. Кроме того, поскольку Глебова казнили в 20-градусный мороз, по приказу Петра, смотревшего на казнь из отапливаемой кареты, его одели в шубу, чтобы он не замерз, и тем самым продлили его мучения.
Казнь свершилась в третьем часу пополудни. К смертнику были прикомандированы архимандрит Спасского монастыря Лопатинский, иеромонах Маркел и священник того же монастыря Анофрий. Они д. б. напутствовать умирающего на пороге в иную жизнь. Из рассказов священников известно, что Глебов во время чудовищной экзекуции ни проронил ни слова ; на все призывы к покаянию отвечал, что каяться ему не в чем. Ночью офицер попросил иеромонаха Маркела принести ему Святые Дары, умирающий хотел причаститься. Неизвестно, выполнил ли эту просьбу иеромонах ; боясь гнева самодержавного самодура, он никому этого не сказал. Смерть Глебова последовала в половине восьмого утра 16 марта 1718 г. Голова его была отрублена, а тело было снято с кола и брошено среди тел других казненных по этому делу.
Впрочем, казнив ненавистного майора, Петр Первый его не забыл. Через некоторое время Государь Император изволил вернуться к этой истории: видимо, Монарх не чувствовал себя до конца отмщеным.
Через три с половиной года - 15 августа 1721 г. - он повелел Святейшему Синоду предать Степана Глебова вечной анафеме, т. е. церковному проклятию. За то, что тот якобы отказался причаститься перед смертью!
Во исполнение этого повеления преосвященный Варлаам, епископ Суздальский и Юрьевский, издал 22 ноября 1721 г. архиейский указ, в котором привел форму провозглашаемой анафемы:
"По указу преосвященного Варлаама, епископа Суздальского и Юрьевского, Суздальской соборной церкви Рождества Пресвятые Богородицы протопопу Ивану с братиею.
Сего ноября в 21-й день нынешнего 721-го году, в указе великого государя царя и великого князя Петра Алексеевича, всея великия и малыя и белыя России самодержца из святейшего правительствующего синода к преосвященному епископу, за приписью ассесора и обер-секретаря иеромонаха Варлаама Овсяникова, писано: прешедшего-де августа 15-го дня нынешнего 1721 году царское пресветлое величество указал, по имянному своего царского величества указу, каков в святейшем правительствующем синоде записан и руками всего синода закреплен, Степана Глебова в бесприкладном преступлении и бесстрашии и в племенном против его царского величества народном возмущении, как в печатном, марта 6-го числа 1718 году, манифесте показано, явившегося, который, по жестокости своей я непокаянному сердцу, когда, по его царского величества правам, достойная ему, Глебову, казнь чинена, свойственного по христианской должности покаяния не принес и причастия Святых Тайн не точию не пожелал, но и отвергся и клятве церковной, яко злолютый преступник и таковые святые тайны презиратель и отметник, сам себя подверг — иметь от святейшего правительствующего синода во анафематстве вечно и с протчими проклятию и анафеме подпадша, во всех российских церквах, где в недели православные проклятие таковым бывает повсягодно, его, Глебова, анафематствовали.
И при том его великого государя указе прислана форма и преосвященному епископу велено чинить о вышеявленном, по оному его царского величества имянному указу, непременно.
И как вы сей архиерейской указ получите и вы-б о вышеявленном чинили по оному его царского величества имянному указу непременно, а с присланной формы прилагается при сем указе (копия), а как сей архиерейской указ получите, о том в архиерейской ховной приказ прислали ведение.
Форма. По возглашении анафематствования, древние анафеме подпадшим, возглашать сице:
По сих тому-ж-де подпадает злолютый закона Божия преступник и царского величества противник Стефан Глебов, который в бесприкладном преступлении и в племенном против его царского величества народном возмущении повинен, по жестокосердию своему ни пред смертию, во время достойные по делом его казни, свойственного Христианом покаяния не принес и причастия Святых Таин отвергся и сим клятве церковной, яко лютейший благочестия преступник и презиратель, сам себя подверг и за сия церкви и отечеству богоненавистные противности, во веки да будет анафема!
Ноября 22 день 1721 г."
http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Russ/XVIII/1720-1740/Varlaam_Suzdal/ukaz_glebov_22_11_1721.htm
http://murders.ru/Major_Glebov.html
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/35567/Глебов
http://www.krotov.info/history/18/1/anisimov_5.htm
Длч православных монархистов, мечтающих о возрождении "симфонии", поясняю: эта "музыка" предполагает, что церковь обязана освящать любую государеву дурь и жестокость.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →