диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Как Фанар в прошлый раз русских мирил

6 июня 1924 г. Святейший Патриарх Тихон получил письмо от  вселенского  Патриарха Григория VII.
Тот, "изучив точно течение русской церковности и происходящие разногласия и разделения, для умиротворения дела и прекращения настоящей аномалии" решил послать в Москву "особую миссию, уполномоченную... действовать на месте на основании и в пределах, определенных инструкцией, согласных с духом и преданием Церкви". В инструкции для членов комиссии Константинопольский Патриарх выразил пожелание, чтобы Патриарх Тихон "ради единения расколовшихся и ради паствы пожертвовал собою, немедленно удалившись от управления Церковью, как подобает истинному и любвеобильному пастырю, пекущемуся о спасении многих, и чтобы одновременно упразднилось, хотя бы временно, патриаршество, как родившееся во всецело ненормальных обстоятельствах, в начале гражданской войны, и как считающееся значительным препятствием к восстановлению мира и единения".

Политический контекст был таким:

"После поражения Греции в войне с Турцией (1919-1922) положение Константинопольской Патриархии в Стамбуле оказалось критическим. В это время Советская Россия была практически единственной страной, которая имела тогда влияние на победивший в Турции режим Ататюрка. Поставленная турками на грань выживания Патриархия готова была искать защиты даже у большевиков. Для этого нужно было показать советской власти свое расположение. Сделать это фанариоты могли прежде всего путем поддержки просоветского обновленческого раскола в Русской Православной Церкви".

https://docplayer.ru/61228892-Otnoshenie-igumena-serafima-kuznecova.html

Но легализация большевиками сергиевского синода заставила Фанар перейти к многовекторной политике .7 декабря 1927 г. Константинопольский Патриарх Василий обратился с грамотой и к митрополиту Сергию и к главе обновлеченческого синода «брату и сослужителю Кир Вениамину». В этом послании двум враждующим группам патр. Василий писал:


«Надеемся,  что это правильное направление будет способствовать пользе Св. Российской Церкви, - целой и единой Русской Церкви, но никак не одной из ее частей, на которые она теперь находится разделенною. Как обычно случается в исключительные моменты, ответственность за прошлое тяготеет одинаково на многих, и никто не может сбросить ответственности с целого на других..  Дальнейшие судьбы единой всех Матери - Св. Российской Церкви - были устроены совместно и твердо в братском совместном решении всех».

(подробности, например, тут http://www.bogoslov.ru/text/3659860.html

см. также
https://cyberleninka.ru/article/n/ob-odnoy-neudachnoy-popytke-nayti-pravdu-u-konstantinopolskogo-patriarha-i-ego-moskovskogo-predstavitelya-v-kontse-1920-h-gg ).



Стилистика ровно та же, что и  современных декларациях Фанара по поводу украинского раскола: виноваты все и никто; надо забыть раздоры и взаимные аанфемы и просто объединиться, не решая, кто был прав.

По крайней мере историю того "миротворчества" стоит вспомнить сейчас.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments