диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Кощунство, которое помогло церкви и науке

На древних рукописях не ставились год и место издания. Поэтому время и место создания той или иной рукописи определяется по особенностям почерка ее переписчика. Точнее - той бюрократической традиции, школы, к которой переписчик принадлежал.

А эти особенности ученые узнают из макулатуры, точнее - из изучения вторсырья.

В Египте римско-эллинистического периода существовала практика накладывать на голову мумифицированного тела покойника маску. Золотые маски были доступны далеко не всем, поэтому широко использовались маски из папирусного листа или холста. Подобная крашеная маска, склеивалась из нескольких папирусов, которые мастер по дешевке оптом закупал на вторичном рынке. Например - в госархивах. Не все же дела помечены "хранить вечно". Истекает срок хранения судбной повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем - и архивист продает желающим эту кучу папирусов.

Но поскольку это  правовые акты, на них есть точные даты. Прочесав массив этих документов, можно установить особенности написания тех или иных букв в текстах определенного времени. Так составляются хронологические "словарики" почерков. Сверив с ними рукопись без дат, и можно определить, в какие годы она была создана.

Понятно, что люфт тут довольно серьезный: человек может писать почерком, освоенным в школе писцов, еще многие последующие десятилетия своей  трудовой жизни. И даже если в столице мода уже другая, он в своей "глухой провинции у моря" может еще полвека писать по старинке. Боолее того - он может этот почерк передать своему юному  сельскому ученику.

Итак, библеисты  берут древнюю  рукопись евангелия и сверяют ее с таблицей почерков. Данные для этой таблицы они берут из рукописей, которые содержат даты, а таковые рукописи в основном извлекаются из "распаренных" погребальных гипсовых масок...

Но с одной евангельской рукописью все вышло наоборот: ее как раз и извлекли из погребальной  маски. Это папирус P137 или P.Oxy. 5345. Он несет фрагмент Евангелия от Марка – 1,7-9 и 1,16-18.

В этой маске еще много чего было: от классических древнегреческих текстов (Гомер, философские трактаты) до деловых расписок и приватной переписки.

Это значит, что древняя евангельская рукопись (древнейшая рукопись Евангелия от Марка) в древности  же оказалась в макулатуре. Как - это уже тема для романа. Арестован ее владелец? Он потерял веру? Родители отняли у сына запрещенную литературу? Наследники попрали отцовскую святыню?

Но в результате этого кощунства эта рукопись дошла до нас. Напомню, что и древнейшее изображение  распятия Христа было антихристианской карикатурой (граффити в Палатинском дворце) - и оно подтверждает традиционную церковную версию распятия, вопреки иеговистской.

В общем - Божий Промысл не укладывается в милоновские клише про "оскорбления религиозных чувств".



( о том же на научном языке см. https://www.sedmitza.ru/text/8201871.html)
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 43 comments