диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Categories:

Честное слово о семье священника

Текст доклада о трудностях многодетных священников внизу вот этой страницы

https://priest.today/seminars/32

Видео тут
https://player.vimeo.com/video/279370632

Правда, видео уже удалено со всех церковных сайтов.
НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ, С КОТОРЫМИ СТАЛКИВАЮТСЯ СОВРЕМЕННЫЕ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛИ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ СВОЕЙ ДОМАШНЕЙ ЦЕРКВИ
Протоирей Феодор БОРОДИН,
клирик храма Свв. бесср. Космы и Дамиана на Маросейке

Думаю, что все присутствующие согласятся со мной в том, что никогда за всю историю Церковь не сталкивалась с таким тяжелым кризисом в семьях своих священнослужителей. Мы все знаем (хотя доступной статистики нет), что даже среди наших соучеников по духовным школам есть те, кто разошлись со своими женами и были лишены сана. Знаем, как страшно это отражается на их детях.
Основная причина очевидна - общий кризис семьи. Многие из нас воспитывались в неполных семьях и у разведенных родителей. Нет опыта, нет поведенческих сценариев по служению супругу, по урегулированию семейных конфликтов, по воспитанию детей.
Мы, наши жены и дети, как и все остальные, испытываем огромное информационное антисемейное давление. Герои новостей и фильмов, статей и соцсетей блудят и изменяют, разводятся и бросают детей. У нас даже глава государства разводится в прямом эфире - более тяжелого удара по институту семьи и представить нельзя. Все это, как постоянный фон жизни искушает человека. Наши дети проводят в этом инфошуме, где развод и блуд стали вариантом нормы, значительно больше времени, чем в общении с родителями.
И любой человек, и бывший священник оставивший семью, тоже через интернет запросто найдет сообщество таких же как он. В этом сообществе его не только не осудят, но еще и похвалят за честность.
Таким образом, сломалась преграда общественного порицания, которая раньше могла удержать от распада клирика в период кризиса.
Эти внешние причины устранить невозможно, им можно сопротивляться только постоянным трудом по созиданию своей домашней церкви, совместной молитвой, сердечным общением, проговариванием всех возникающих проблем и разногласий.
Но есть у кризиса семей клириков одна причина своя, церковная, внутренняя, которая может и должна быть преодолена. Это отсутствие свободного времени у священнослужителя и, прежде всего, отсутствие у многих хотя бы двух нормальных выходных дней.
Рабочий день священника не нормирован. Часто, уезжая рано утром, пока жена и дети еще спят, он возвращается вечером после службы, исповеди и разговоров с людьми, когда его дети уже спят. Рабочий день, включающий дежурство в храме, превращается в двенадцатичасовой.
Обязательное дежурство в храме не оставляет возможности в дни дежурств посещать больных на дому и совершать другие внецерковные требы. Их придется переносить на выходной день.
Все клирики несут внехрамовые послушания. Часто для настоятеля эти служения в тюрьме, собрания ответственных или преподавание в духовных учебных заведениях и т.д. являются раздражающим фактором, который он игнорирует. Клирику приходится меняться с сослужащей братией и компенсировать замену опять же за счет входных дней.
Есть иереи, которые несут административное служение в структурах Патриархии и викариатств, отвечают на письма, трудятся в Издательском совете цензорами и т.д.
Отработав пять дней на буднях, они приступают к субботе и воскресенью, которые для любого священнослужителя являются днями радости, но и максимальной нагрузки. Выходных у таких клириков нет вообще.
Такой изматывающий график катастрофически опасен для любого человека, но если монашествующий рискует только своим здоровьем, то семейный священник рискует своей семьей.
В свой единственный выходной, он просто отсыпается и приходит в себя. Фактически и в этот день он просто отсутствует в семье.
У моего знакомого священника шестеро детей и один выходной. Жена, бывшая наша прихожанка, со слезами говорит мне - "Дети растут без отца. Мы его вообще не видим, а в выходной он спит".
А жена дома устала от детей и домашних дел, многие из которых необходимо было решить уже давно. Большинство современных девушек не готовы даже к трем детям, ни физически, ни психически, что говорить о семьях, где 5-6-8 детей? Муж приходит и падает на кровать без сил. Помощников по хозяйству нет. Бабушек и дедушек в большинстве современных семей тоже нет.
Решить вопросы с врачами и педагогами. Отвести в школу и забрать из нее. Три родительских собрания за неделю. Сделать уроки и приготовить еду на большую семью. Этого к стоматологу, этого к ортопеду, этого к логопеду... И все это с грудничком на руках и без помощи мужа. Вот она реальность многодетной семьи.
Накапливается усталость, раздражение, обида, разочарование. Знаю священника, у которого жена однажды просто легла и перестала что-либо делать. Отвернулась к стенке и ревет. Нет сил. Был психический срыв. Дети бегают вокруг, а отцу надо ехать в храм - дела никто не отменял.
Какие последствия это имеет для семьи клирика? Катастрофические!
- Прекращается совместная молитва, т.е. исчезает самое главное, в чем реализуется домашняя церковь. Ни жена, ни дети не молятся вместе с отцом почти никогда. Семья священника большинство дней в неделю не имеет того главного, что есть в обычных церковных семьях.
- Самое страшное последствие такого графика работы клирика - отсутствие общения с женой и детьми, которое ничто не может заменить. Год за годом отдаляясь от супруги, иерей может прийти к разрушению сердечной связи с женой, на которой, прежде всего, держится вся семья.
Часто ситуация усугубляется тем, что на приходе иерей окружен почитанием и послушанием, а дома перестают слушаться. Но ведь его будущая жена выходила замуж не за Ивана, а за Ваню. Она меняется. Семья это два человека в постоянном развитии и изменении. Надо много разговаривать, общаться, проводить вместе время, совершать вместе какие-то дела. Этого не происходит.

Тяжелее всего страдают отношения с детьми. Их невозможно построить без совместного проведения времени с отцом, без общих игр и радостных, интересных детям дел. Невозможно - это закон. Вспомним пророка Самуила. Господь открывал ему Свою Волю о целом народе, а дети выросли никуда не годными. Причина может быть только одна - отсутствие совместного времени. Даже для семьи Великого Пророка, что же говорить о нас грешных?!
С папой не молимся вместе. Завтракаем, обедаем и, почти всегда, ужинаем раздельно. Уроки и школа без него. Воскресные дни папы нет совсем. Матушка с детьми в ближайшем к дому храме.
Даже если у клирика два полноценных выходных, то они никогда не совпадают с выходными детей школьников, т. к. приходятся на будни, т.е. съездить куда-то с детьми, отдохнуть иерей почти не может.
Бытовая нагрузка раздельно, богослужение и молитва раздельно, воспитание детей без отца. Что ждет такую семью? Происходит самое страшное - семья перестает быть источником радости.
При отсутствии регулярного, радостного, интересного общения, при постоянном отсутствии отца дома, при его измотанности и усталости, при напряженности отношений с мамой, которую дети безошибочно чувствуют, разрыв сердечной связи с ребенком-подростком почти неизбежен. Как следствие - отторжение отца к концу переходного возраста и чаще всего с отходом от веры и Церкви.
Расцерковленные поповичи - это страшный соблазн для наших прихожан, ставящий под сомнение все, что проповедует отец. Этот соблазн может столько молодежи отвратить от Церкви, свести на нет нашу молодежную миссионерскую деятельность.
И все это на фоне постоянного безденежья, которое не позволяет оперативно решать многие вопросы. Машину не починить. Денег на удобных врачей без очереди нет. Репетиторы, кружки и секции часто недоступны. И чем больше семья у клирика, тем острее этот вопрос.
Недавно разговаривал с одним многодетным иереем. Спрашиваю про жалование. Говорит - как у всех. Ну, неужели настоятель не может подсчитать расходы семьи клирика. Взять свои и умножить на два или три? Добавить жалование. Чего он ждет? Когда не выдержит матушка клирика и начнется психическое расстройство? Когда сопьется или закроется в полный цинизм иерей? Почему у нас такое безжалостное равнодушие к многодетным?
Мы водим волонтеров в больницы и дома престарелых, но семьи многодетных и клириков тоже, не меньше нуждаются в помощи. Мы столько говорим о святости семьи, где помощь и снисхождение к самим церковным труженикам?
Еще покойный Патриарх многократно на епархиальных собраниях указывал, что у клирика не должно быть более двух выходных дней, но ведь можно сделать, чтобы и меньше двух не было. Строже следить в этом вопросе за семейными и особенно многодетными клириками. Освободить, если, к примеру, у священника больше пяти детей от внехрамовых послушаний. Проследить за жалованием многодетных.
Можно оплатить от прихода помощницу по хозяйству, кухарку или няню в такую семью, или найти добровольных помощниц на благотворительной основе.
У моего знакомого настоятеля один взрослый сын. А у его клирика семеро детей. В какой-то момент последний сказал: "Чтобы сохранить семью мне нужно два месяца отпуска". И настоятель негласно отпускает его, сам оставаясь почти без отдыха! Честь и хвала такому человеку, вот это и есть милосердие! Но, к сожалению, такое отношение является исключением.

Что можно было бы предложить?
- Внимательно следить, чтобы у клириков, имеющих несовершеннолетних детей обязательно были два выходных дня.
- Предоставить некоторые льготы священнослужителям, имеющим пять и более детей:
- освобождение от дежурств в храме;
- освобождение от внебогослужебных послушаний;
- организация ощутимой материальной помощи и помощи по хозяйству на регулярной основе.
В заключение вспомню, как около пятнадцати лет назад один московский клирик, чрезвычайно нагруженный внебогослужебными послушаниями, рассказал об этом о. Иоанну Крестьянкину.
• Старец ответил: "Твои жена и дети - это твои первые прихожане. Если ты их упустишь, остальному грош цена!"
• Давайте услышим это наставление Святого Старца.
Tags: Женщины в церкви
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 488 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →