диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Вершина современной катехизации

Увидеть в епископе Бога

Протоиерей Алексий Чаплин
10.07.2018

Где же можно встретить воплотившегося Бога после Его Преславного Вознесения? В Его Церкви, Которая есть Тело Богочеловека, Глава Которого Иисус Христос (Еф. 1:22-23).

Но Церковь в земной реальности - это еще и Богом установленная человеческая организация, возглавляемая конкретными людьми - архиереями.

Поэтому главная проблема веры нынешнего христианина ничем не отличается от проблемы веры иудея времен земной жизни Спасителя - увидеть в человеке Самого Бога, - только с той лишь разницей, что мы должны увидеть Его в членах Церкви: вначале в апостолах, а затем и в их приемниках - архиереях и священниках.

Однако, как для фарисеев времен Спасителя, так и для сегодняшних очень многих православных остается невозможным увидеть святость в конкретных людях, носящих епископский и священнический сан, которые едят, пьют, ездят на машинах, принимают приглашения на собрания грешников и вынуждены участвовать в других делах падшего мира. И как иудеи обвиняли Иисуса Христа в объедении и пьянстве («вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам» (Мф. 11:19)), так и сегодняшних слуг Божиих обвиняют ровно в том же не только неверующие, но и сами христиане. Более того, современные книжники-«богословы» придумали даже «богословское» обоснование, чтобы не верить в святость священноначалия. Мол, Церковь это Богочеловеческий организм, а значит ничего от падшей человеческой природы ему не чуждо. Они утверждают, что в Церкви надо различать Церковь, как мистическое Тело Христово и церковь, как человеческую организацию со всеми вытекающими падениями в греховные крайности. Сегодня уже не является чем-то необычным, когда «проповедники от православия» открыто говорят о «кризисе в Церкви», хулят и клевещут на священноначалие, а некоторые в своем «проповедническом» азарте утверждают, что даже прославленные Церковью святые в своей земной жизни были далеко не святы.

Естественно, такое умаление святости земной ипостаси Церкви и ее священства со стороны тех, кто должен учить вере, не проходит бесследно. Майданные настроения захлестнули православную паству. Все только и кричат о произволе архиереев, который надо ограничить, предоставив возможность пастве пасти своих пастырей. Откровенная клевета под вывеской «компромата» на священноначалие выносится на суд безбожников через интернет и СМИ, и церковная общественность с радостью этому всему верит и рукоплещет, называя клеветников «борцами за чистоту веры». Смотря на все это безумие, невольно задаешься вопросом: как мы смогли докатиться до такого, что, провозглашая грехом всякое осуждение, возвели в праведность осуждение своей церковной иерархии? Если мы не хотим быть противниками Бога, нам следует приклонить свои выи не перед богом- абстракцией, выдуманным нашим высокоумием, а перед Богом в лице конкретного архиерея, в руках которого власть вязать и решить нашу вечную участь.

Православное почитание божественности священноначалия вытекает из веры в Церковь, как Богочеловеческий организм. Однако человеческая составляющая в Ней не наше с вами падшее человечество, но безгрешное обоженое Человечество Иисуса Христа. По этой причине «Церковь Бога живого, столп и утверждение истины» (1 Тим. 3:15), не имеющая «пятна, или порока, или чего-либо подобного, но... свята и непорочна» (Еф. 5:27). И эти качества Священное Писание относит не к некоей мистической, а именно к земной исторической Церкви. Но поверить в это могут только те, кто воспринимает архиереев, как образ Самого Христа.

Святые Отцы единогласно говорят, что в любом архиерее (и даже в священнике) мы должны видеть не человека и его немощи, а Самого Бога.

Лучше всего это учение раскрыл преподобный Никодим Святогорец в своем «Похвальном слове архиерейскому достоинству»:

«И хотя Бог есть пребезначальное начало и причина каждой Иерархии (Небесной и Земной Церкви), все-таки Он, очевидно, пожелал, чтобы то место, которое занимает в Небесной Иерархии Он Сам, в дольней Иерархии (т.е. в земной Церкви) занимал Архиерей. Архиерей является источником всех благодеяний и одушевленной сокровищницей Божественных Даров, последовательно передаваемых всем церковным Чинам. Итак, из такого положения вещей следует, что первообразом Архиерея может быть Сам Бог. Кто же из верных теперь не видит, что Архиерей является одушевленным образом Бога и что он представляет собой подобие Бога в Церковной Иерархии?... Но что я говорю подобие Бога? Богом называет Архиерея Закон Божий. «Богов не злословь» (Исх.22:28), - говорит одно место Писания, которое объясняет божественный Златоуст следующим образом: «Почтенных Священством закон называет Богами». Тех, говорит, кого Бог почтил достоинством Священства, закон именует Богами, как он Моисея назвал Богом для Фараона: «Вот, Я поставил тебя Богом Фараону» (Исх.7:1). И если уж Святой говорит здесь, что Священников так называет закон, то тем более это должно относиться к Архиереям, которые являются родоначальниками, рукополагающими Священников.».

Однако многие могут начать возражать: одно дело терпеть немощи нерадивого архиерея, но как для христианской совести терпеть его произвол? В ответ на это возражение хотелось бы напомнить заповедь Христа: «Не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф. 5:39). Неужели ее надо придерживаться в отношениях со всеми людьми, но только не с представителями епископской власти? Послушайте слова апостола Петра о том, что Богу угодно, чтобы христиане повиновались даже несправедливой по отношению к ним власти, с терпением перенося даже побои: «Слуги, со всяким страхом повинуйтесь господам, не только добрым и кротким, но и суровым. Ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо. Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу. Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» (1Петр 2:18-21).

Но для этого опять же требуется вера, что именно епископская власть является носителем Правды Божией, так как по святоотеческим правилам судопроизводство в Церкви относится исключительно к компетенции архиереев.

Итак, живая вера в Бога для христианина не мыслима вне веры в Церковь и в Архиерея. Кто не имеет веры, что через епископа действует Сам Бог, тот не имеет веры вообще. Посему начало истинной веры в Бога - это покорность и послушание своему священноначалию, как Самому Господу и Богу нашему Иисусу Христу.
http://ruskline.ru/analitika/2018/07/10/uvidet_v_episkope_boga/
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 275 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →