«Отказавшись от своего духовного первородства, потеряв реальную связь с Церковью и Богом, интеллигенция, аристократия и даже <…> часть духовенства помрачились умом, зараженные мыслью о необходимости круто изменить течение национальной истории и постараться как можно быстрее построить мир, где царит справедливость, где нет былого расслоения по имущественному признаку, где люди живут мирно и счастливо».
В проповеди патриарха возникает неожиданное противопоставление «связи с Церковью и Богом» и стремления жить «мирно и счастливо» в мире, «где царит справедливость». Что именно предлагает патриарх взамен стремления жить мирно и счастливо? Устрашающий характер проповеди усиливается тем, что патриарх ничего не предлагает, только обличает."
https://m.colta.ru/articles/media/18617
***
Да, в русской философии со времен "Вех" и "Из глубины" обличалось легкомысленная утопическая вера. Вера в то, что, прочитав "правильную книжку" и с нею в руках придя к власти, можно в 24 часа построить идеальное общество.
При этом реальность , не соответствующая идеалу, разносится в щепки.
Но русская ересь утопизма за свою многовековую историю знала много таких книг. В том числе и Типикон царя Алексия. Да и крещение киевлян проходило по вполне революционному принципу "сожги то, чему поклонялся, и поклонись тому, что сжигал".
Но ни глубины, ни сложности взглядов "веховцев" у патриарха нет и близко. То, что в устах интеллигентов было личным и творческим покаянием, в устах высшего клерка стало дубинкой.
Ну это как анекдот о церковной жизни, рассказанный семинаристами - и он же, воспроизведенный озлобленными антиклерикалами.
Во всех выступлениях патриарха, посвященных столетию революции, есть лишь одна мысль: "стоять смирно и слушать только меня!". Конечно, она подается чуть завуалированно: мол, отошли от Церкви, стали слушать вражеские голоса... но мы хорошо понимаем, что в устах нынешнего патриарха слово "церковь" означает исключительно "церковная власть". И разговоры о страшной расплате, ниспосланной прежним ослушникам, это лишь страшилка для управления послушниками нынешними.
И ни малейшей попытки задуматься о том, почему сама церковь полностью утратила свой учительный авторитет и не смогла даже смягчить ужасы гражданской войны.
А уж запрет людям даже мечтать о лучшем и более справдедливом устройстве общества - достоин войти в учебники этики и психиатрии. Это пример выгорания нравственного чувства ради политической целесообразности.
Еще три года назад он не осуждал жажду сппаведливости:
"Не было достаточно справедливым российское общество во время империи. И социальные, и имущественные расслоения. И этот фактор был использован всеми этими пропагандистами, которые привели к кровавой бойне; но стремление-то к справедливости присутствовало в революционном процессе, и разве мы можем сказать, что плохо то, что люди стремились к справедливости?" — заметил патриарх.
Впрочем, у патриарха есть возможность самому поступить в соответствии со своими словами и переубедить одного человека в том, что не стоит добиваться более справедливого мирового устройства. Ну, пусть Путин забудет свою мюнхенскую речь и согласится на пусть несправедливый, пусть американский, пусть монополярный, но - порядок.
Но если Путину можно писать на знаменах своей внешнеполитической пропаганды "справедливость", то почему его подданым вменять во грех аналогичное желание?
Но, нет. Наши зарубежные бомбежки, конечно, справедливы: ирилл: "21 марта. ИНТЕРФАКС - Патриарх Московский и всея Руси Кирилл считает, что Россия в Сирии воюет за справедливость и правду. "
И еще одно: общество "с Богом" сегодня строит только ИГИЛ.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →