диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Евнухи как святоотеческое наследие

В XII веке епископ Феофилакт Охридский, брат которого был евнухом и священником собора Святой Софии, написал трактат в защиту евнухов. Основываясь на писаниях апостолов и Отцов Церкви, а также на положениях римского права, автор приходит к выводу, что кастрация не является преступлением против Бога, не умаляет душу и сравнима, скорее, с подрезанием поспевающей виноградной лозы[28]. Феофилакт строит своё произведение в форме диалога неких монаха и евнуха. Монах выступает против пения вообще, а евнух ссылками на ангельское пение, введённое в церковь пророком Даниилом, Игнатием Антиохийским и Иоанном Златоустом, доказывает его необходимость[29].

Moran N. Byzantine castrati // Plainsong and Medieval Music. — Cambridge University Press, 2002. — Т. 11, № 2. — С. 99–112. — DOI:10.1017/S0961137102002073.

https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Евнухи_в_Византии

Феофилакт Охридский (кон. 11 в.) написал трактат «В защиту евнухов», основные темы которого:
— аскетизм точно так же разрушителен для тела, как кастрация, но аскетов никто не порицает;
— кастрация раньше запрещалась канонами, т.к. ее практиковали еретики, в т.ч. хулившие брак, что теперь неактуально;
— кастрация детей ради сохранения их «чистоты» хороша - это средство уберечь ребенка от соблазнов и сделать из него слугу Божия и полезного члена общества;
— церковные каноны и правила не всегда совершенны, некоторые противоречат Евангелию, и вообще их надо толковать в контексте времени и обстоятельств;
— кастрация — способ сохранения чистоты; раньше отцы лицом к лицу боролись с дьяволом, а теперь люди так не могут; «сопротивляемость» пациентов к болезням упала, и врачи теперь приписывают иные лекарства, чем раньше — так и в Церкви;
— если соблюдать закон Юстиниана о запрете кастрации, то откуда возьмутся евнухи для двора? а ведь они явно нужны на императорской службе и их служба законна ;
— о евнухах-певцах в церкви — они услаждают слух верующих.

https://www.livelib.ru/review/328926-the-perfect-servant-eunuchs-and-the-social-construction-of-gender-in-byzantium-kathryn-m-ringrose#more

Есть критическое издание с французским переводом:
http://ru.scribd.com/doc/98341646/P-Gautier-Theophylacte-d-Achrida

А ведь весь трактат (его содержание типа подслушано Феофилактом когда он стоял за какой-то завесой) -- диалог между бородатым монахом и евнухом, да и написан\записан Феофилактом для своего брата (который прислуживал в Агиа Софии).

Есть там дивный тезис: юноша, кастрирующий себя в аскетических целях, согрешает. Но родители, оскопляющие своего сына ради сохранения его в чистоте, поступают прекрасно.

Интересно, хоть один из сотни преподавателей, ведущих курс патрологии в духовных школах РПЦ, расскажет студентам об этом святоотеческом творении?

Кстати, св. Феофилакт Болгарский может быть образцом для Питирима Таджикского: оба миссионера не скрывали своей ненависти к странам пребывания.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 102 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →