диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

О горе-диссерах

А помните, год назад был шум и гам вокруг защиты первой диссертации по специальности "теология"? Больше года диссовет молчал. А тут мне прислали ссылку, что ещё две работы приняты к рассмотрению.
Одна приличная по библейской археологии, научрук Михаил Селезнёв, могла бы пройти в РГГУ и где только не. А вот вторая...
Игумен Филарет (Пряшников) "Деятельность православного духовенства острова Сахалин конца XIX - начала XX века".
Ок, я не историк, оставим в стороне формулировку темы, хотя по-моему, проблематизация страдает. Список источников и литературы норм - видно, что автор реально прокопал и архивы, и всё остальное. Я очень нежно отношусь к этому периоду истории Сахалина, потому что Чехов, "Остров Сахалин", читаю со студентами уж четвёртый год в курсе про документальную прозу, знаю наизусть вместе с сопутствующими материалами, надеялась поживиться, так сказать, и кое-что новое действительно обнаружила.
Но текст...
Первая глава. Работы на соискание государственной, "светской" степени. "Сахалин как поприще духовного делания православного духовенства". А третий раз корень "дух-" слабо засунуть в одну строчку? Что такое "духовное делание" с научной точки зрения?
Про структуру даже не буду - гори огнём, там научрук академик РАЕН.
Рандомные цитаты:
- "Постсоветский период – время переоценки ценностей, когда общество стало рассматривать Церковь как хранительницу духовного потенциала России."
- "Коренные жители острова также требовали постоянного внимания со стороны православного духовенства. На них возлагалась важная роль по введению аборигенов в христианскую цивилизацию."
Аборигенов, Карл! 21 век! Слово "абориген" встречается 20 раз, "автохтон" - ни одного! Даже Антон Палыч в контексте бремени белого человека писал о коренных народностях более уважительно. (а в этих двух предложениях вообще не понятно, кто на ком стоял и на кого "на них").
- Последняя фраза работы, финальный аккорд: "Без сомнения, имеющиеся трудности не страшили тех, кто оставался служить на отдаленной территории, отдавая все свои силы и способности на утверждение здесь Православной Церкви." Научненько. И, главное, светски.

Ну вот зачем? Зачем так? Я всегда была теоретически за теологию. Но с такими друзьями никаких врагов не надо. Ну почему нельзя было, зная, какое внимание привлекают эти защиты, дать нормального научрука провинциальному парню, прокопавшему кучу архивов, и помочь ему написать добротную работу? Тут структуру переделать - 15 минут в удовольствие, материал-то хороший. Редактора научного пристроить к нему, чтобы вычистить всю эту колониальную имперскость и повышенную духовность? Фотографию соискателя на сайте повесить нормальную - в подряснике и без шляпы, а не в золоте и парче, как сейчас.
И почему все три работы - одна защищённая и две представленных - исторические и по периоду не позже начала XX века? А где богословие-то? За что боролись? Страшно? Пока получается, что этот самый диссовет нужен, чтобы церковные работы, которые раньше защищались в духовных академиях, были "в сущем сане" признаны государством. А задача-то провозглашалась совсем другая, типа выйти из гетто, поднять уровень, дать возможность...
Эх. Всё, к чему прикасается нынешний церковный истеблишмент - какая-то бесконечная повесть о горе-злосчастии.

http://doctorantura.ru/nauka/dissertations/theology/373-soiskateli/3592-pryashnikov"

Это из одного чата, поэтому имя рецензента не называю.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 36 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →