диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Тут вам не Тангейзер!

На 31 августа в епархии бывшего екатеринбургского епископа Никона назначено языческое жертвоприношение. Поскольку это часть программы местного министерства культуры, протеста епархии не было и не будет.

"Официальное название — межмуниципальный фестиваль коми-пермяцкой обрядовой культуры «Проллавер» (День святых Флора и Лавра). Именно так он записан в программе «59 фестивалей 59-го региона», размещенной на сайте проекта. В Минкульте 59.ru прокомментировали, что знают о жертвоприношении на фестивале, но попросили организаторов особо ритуал не афишировать. Акцент сделать посоветовали на праздничной программе"


Этнограф М. Малахов, считавший обряд языческим по происхождению, описывает Быкобой в 1887 году следующим образом:

Хотя со времени Стефана Великопермского пермяки были обращены в христианство, тем не менее этот укоренившийся обычай остался, а день принесения жертвы приурочен к 18-му августу, дню св. Флора и Лавра. Случится ли у пермяка в доме какое-либо несчастье, заболеет ли кто, или что либо он сильно захочет, то, обращаясь к Богу, он просит исполнение его желаний, или же в память минования несчастия, он обрекает в жертву чистого бычка, который с того времени до 3-х летнего возраста воспитывается и откармливается у него в доме. Бычок должен быть непорочен. Когда обреченному бычку минет три года, то в какой бы деревне или селе он не возрастал, его владелец ведет для заклания в деревню Большую Кочу Кочевской волости Чердынского уезда, где находится часовня св. Флора и Лавра, наиболее древняя и сильно почитаемая. <…> Здесь я узнал, что так как 18 августа приходится в понедельник, день считаемый пермяками постным, то жертвоприношение должно быть, по обычаю, совершено накануне, а также и жертвенное мясо сварено и съедено до наступления следующего дня.

Все обещавшие направились в часовню, где в среднем иконостасе было выставлено две иконы св. Флора и Лавра. Сотни свеч жёлтого воску пылали перед этими излюбленными иконами… Наконец раздался с колокольни продолжительный звон, возвещавший, что Бог благословляет приступить к совершению жертвы. Хозяева отвязывали своих быков и вели к северной стороне площадки, где назначено было место колотья. Каждый избирает себе наиболее удобный пункт, родственники помогают связать ноги бычку и повалить на землю. Давший обет, согласно обычаю, должен собственноручно совершить заклание. Орудием при этом служит узкий длинный нож, который имеется у каждого пермяка на поясе. В скором времени вся помянутая часть площадки была ареной кровопролития, около каждого пункта группировались как помощники, так и любопытные. На каждом поваленном быке сидело по несколько человек, противодействуя его усилиям вырваться. Жертвоприноситель, обнажив нож из ножен, с глубокомысленным взором обтирал его об полу армяка, и с видимым сознанием важности наступающей минуты вонзал нож в шею быка. <…> Снявши кожу, начинался раздел жертвенного животного: голова посвящается Богу, филейная часть — попу, грудинка нищим, а прочее на православную братию. Шкура идет на приклад в часовню, или же тут же продаётся и вырученные деньги вскоре пропиваются участниками. Часовенные сторожа принимают головы, продевают пальцы в прорезанные уши и волокут их в амбарушку при часовне, где складывается он пирамидою.
Когда всё мясо сварено, тогда по колокольному звону приступают к еде. В настоящем году было заколото и сварено 22 быка. На другой день после молебствия на воде происходило окропление стоящих в воде пермяков и скота.

Обычно Быкобой и окропление с молением в воде происходило в один день, 18 августа.

В 1914 году этот обряд был запрещён властями, и лишь в 1993 году стараниями Больше-Кочинского школьного музея этнографии и фольклора и фольклорным ансамблем «Мича асыв» (Ясное утро) возрождён вновь. В 2009 году в связи с 430-летием села Большая Коча обряд Быкобой проводится 30 августа.
https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Быкобой_(Большая_Коча)

"В 1999 году, основываясь, главным образом, на описании М. Малахова, была предпринята попытка возродить обряд в традиционной форме. Пригласили даже священника из районного центра для освящения жертвенного быка. Правда, церковное начальство «выслало его в наказание» за участие в обряде, как говорят большекочинцы, служить в каком-то удаленном селе Сибири (Архив полевых исследований и материалов УНЦСА РГГУ, 2009).

В 2000 году Быкобой провели снова, и это было запечатлено известным режиссером-документалистом Анатолием Балуевым. Его фильм «Быкобой» не просто обошел всю страну, но и завоевал уже 8 престижных премий на различных кинофестивалях, а сам автор в 2002 г. был награжден Государственной премией Российской Федерации. Служителей церкви на празднике уже не было. Жертвенного быка «освящал» один из самых уважаемых и знающих традиции жителей Большой Кочи – В.И. Гагарин. В последующие же годы сельчане не могли найти финансирования на проведение обряда.

А в 2009 в Большой Коче праздновали 430-летие образования села. И благодаря учреждению фольклорного фестиваля в районе большекочинцы снова смогли провести Быкобой. Но если реконструировать традиционную форму празднования Пролавра возможно, то восстановить его содержание оказалось задачей гораздо более трудной и, как нам представляется, невыполнимой в настоящее время. "

https://anthropology-ru.livejournal.com/498145.html


Варианты реакции:
1. Пробовать воцерковить. Епископ благословляет резчика быка и громогласит какую нибудь молитву.

2. Не замечать и не ссориться с населением и властями.

3. Тихо настучать в ФСБ об экстремистах

4. Громко обличить языческие мерзости и призвать
а. Православных не принимать в них участия,
б. Властям их не поддерживать,
в. Властям принять меры к недопущению.

Судя по молчанию в предыдущие годы, избран вариант 2.
Его сложность в том, что это уже не чисто языческий ритуал. Вот режут мусульмане баранов - это их дело и церкви ее касается. Но тут в этом участвуют люди, уже считающие себя православными. И дать оценку поведению своей паствы епископ вроде как обязан. Местный епископ зависим от местных нравов? Что ж, пусть возьмет слово свободный Великий Господин и Отец, печальник всей земли русской...
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 60 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →