В ходе его подготовки обновленцы приглашали на Собор «тихоновцев», лишившихся со смертью Патриарха Тихоана своего лидера, и рассчитывали, что те пойдут на объединение. Но их планы сорвались: Патриарший местоблюститель митрополит Петр (Полянский) особым посланием объявил предстоящий Собор «незаконным собранием».
На Соборе присутствовали 90 архиереев, 109 клириков и 133 делегата-мирянина.
Собор избрал своим почётным Председателем Константинопольского Патриарха Василия, который направил Собору приветственное послание.
Постановление III Всероссийского Поместного Собора об автокефалии Украинской Православной Церкви:
«III Всероссийский Поместный Священный Собор, заслушав "Деяния II Всеукраинского Поместного Священного Собора 12 мая 1925 года", провозглашающие автокефалию Украинской Православной Церкви, с братской любовью приемлет и благословляет сей акт своей родной сестры – Украинской Православной Церкви.
Со своей стороны, III Всероссийский Собор также осуждает то насилие, которое было допущено в 1685 году, и присягу [Московскому Патриарху] Киевского митрополита Гедеона, князя Святополк-Четвертинского, вменяет яко не бывшую.
III Всероссийский Поместный Священный Собор выражает глубокую уверенность в том, что связанные свободною, братской любовью в союзе мира две родные сестры – Российская и Украинская Православные Церкви – сохранят на вечные времена в своих взаимоотношениях заветы Христовой любви, мира и правды».
***
В 1928 году Василий III окончательно оформил претензии Константинопольского Патриархата на свою юрисдикцию над всеми православными общинами и епархиями вне канонических территорий Поместных Церквей. Однако эти претензии были признаны на тот момент только Александрийской Церковью, получившей взамен от Фанара признание её прав на все православные общины в Африке, и, де-факто, Элладской Церковью, которая, назначая своих клириков на заграничные приходы, стала временно передавать их в юрисдикцию Константинопольского Патриархата.
4 сентября 1928 года было выработано совместное соглашение Элладской и Константинопольской Церквей относительно 36 епархий, оказавшихся после Лозаннского договора на территории Греции — так называемых «Новых территорий». Согласно Патриаршему и Синодальному актам епархии «новых территорий» (Эпира, Южной Македонии, Западной Фракии и большинство островов Эгейского архипелага), формально оставаясь в юрисдикции Константинопольского Патриархата, вошли в состав Элладской Церкви (то есть были административно подчинены ей), согласно уже принятому государственному закону Греции № 3615 от 15 июля 1928 года. Успеху переговоров способствовала дружба и личная переписка между патриархом Василием III и его бывшим учеником архиепископом Афинским Хризостомом (Пападопулосом). 28 мая 1929 года архиепископ Хризостом написал Патриарху Василию III, что Элладский Синод согласен на все его условия относительно митрополитов «новых территорий» с одной поправкой, — за богослужением они должны наравне с патриархом поминать Священный Синод Элладской Православной Церкви. В итоге поправка была принята.
Патриарх Василий — масон, являлся членом масонской ложи «Πρόοδος» («Прогресс»).
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →