диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Возможный аргумент Константинополя

1 — 10 октября 1925 года в московском храме Христа Спасителя обновленцы провели свой второй Собор («III Всероссийский Поместный Собор Православной Церкви на территории СССР»).

В ходе его подготовки обновленцы приглашали на Собор «тихоновцев», лишившихся со смертью Патриарха Тихоана своего лидера, и рассчитывали, что те пойдут на объединение. Но их планы сорвались: Патриарший местоблюститель митрополит Петр (Полянский) особым посланием объявил предстоящий Собор «незаконным собранием».

На Соборе присутствовали 90 архиереев, 109 клириков и 133 делегата-мирянина.

Собор избрал своим почётным Председателем Константинопольского Патриарха Василия, который направил Собору приветственное послание.


Постановление III Всероссийского Поместного Собора об автокефалии Украинской Православной Церкви:

«III Всероссийский Поместный Священный Собор, заслушав "Деяния II Всеукраинского Поместного Священного Собора 12 мая 1925 года", провозглашающие автокефалию Украинской Православной Церкви, с братской любовью приемлет и благословляет сей акт своей родной сестры – Украинской Православной Церкви.

Со своей стороны, III Всероссийский Собор также осуждает то насилие, которое было допущено в 1685 году, и присягу [Московскому Патриарху] Киевского митрополита Гедеона, князя Святополк-Четвертинского, вменяет яко не бывшую.

III Всероссийский Поместный Священный Собор выражает глубокую уверенность в том, что связанные свободною, братской любовью в союзе мира две родные сестры – Российская и Украинская Православные Церкви – сохранят на вечные времена в своих взаимоотношениях заветы Христовой любви, мира и правды».


***

В 1928 году Василий III окончательно оформил претензии Константинопольского Патриархата на свою юрисдикцию над всеми православными общинами и епархиями вне канонических территорий Поместных Церквей. Однако эти претензии были признаны на тот момент только Александрийской Церковью, получившей взамен от Фанара признание её прав на все православные общины в Африке, и, де-факто, Элладской Церковью, которая, назначая своих клириков на заграничные приходы, стала временно передавать их в юрисдикцию Константинопольского Патриархата.

4 сентября 1928 года было выработано совместное соглашение Элладской и Константинопольской Церквей относительно 36 епархий, оказавшихся после Лозаннского договора на территории Греции — так называемых «Новых территорий». Согласно Патриаршему и Синодальному актам епархии «новых территорий» (Эпира, Южной Македонии, Западной Фракии и большинство островов Эгейского архипелага), формально оставаясь в юрисдикции Константинопольского Патриархата, вошли в состав Элладской Церкви (то есть были административно подчинены ей), согласно уже принятому государственному закону Греции № 3615 от 15 июля 1928 года. Успеху переговоров способствовала дружба и личная переписка между патриархом Василием III и его бывшим учеником архиепископом Афинским Хризостомом (Пападопулосом). 28 мая 1929 года архиепископ Хризостом написал Патриарху Василию III, что Элладский Синод согласен на все его условия относительно митрополитов «новых территорий» с одной поправкой, — за богослужением они должны наравне с патриархом поминать Священный Синод Элладской Православной Церкви. В итоге поправка была принята.

Патриарх Василий — масон, являлся членом масонской ложи «Πρόοδος» («Прогресс»).
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 35 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →