диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Category:

Бессовестный Шаргунов

"Есть победы, не поддающиеся рациональному анализу, а только знанию веры. Церковь торжественно празднует эти победы, которые светские историки не в состоянии объяснить.

Как они описывают это событие? Пришел в 1395 году в Российские пределы Железный хромец, Тамерлан, вступил на Рязанскую землю, занял город Елец. И казалось, что разгром Москвы, к которой он неумолимо приближался, неминуем. Но внезапно он остановился (так сообщают исторические хроники), повернул назад и скрылся в степях. Только Церковь знает о том, как молился русский православный народ Божией Матери, знает о шествии с Ее чудотворной иконой, главной нашей святыней, из города Владимира до Москвы в течение Успенского поста, и далее. Как по обеим сторонам дороги стоял народ на коленях, простирая руки к образу Божией Матери, и со слезами взывал: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!»

И когда икона прибыла на место сретения (где теперь Сретенский монастырь), в это самое время Тамерлану — бичу народов, который все сметал на своем пути, сжигая и истребляя, — было видение во сне. Высокая гора, с которой сходит некая лучезарная Жена в окружении молниевидных воинов и обращается Своим грозным ликом к Тамерлану, требуя от него отступить. Древние люди были более чуткими к таинственной стороне жизни. Какие бы ни были у них заблуждения, в большинстве своем они знали, что существует другой мир, и этот мир оказывает громадное влияние на все наши земные события. В страхе проснувшись, Тамерлан обратился к своим советникам, требуя объяснить ему, что значит это видение. Ему сказали, что светоносная Жена — Мать Христа Бога, Покровительница русского воинства, и, конечно же, ему следует внять этому предупреждению. Так он и сделал.

И в последующие века была оказана помощь через Владимирскую икону, когда были одержаны нами бескровные победы. Например, 1480 год — знаменитое стояние на реке Угре, которую назвали потом поясом Пресвятой Богородицы. Хан Ахмат с превосходящими русское воинство несметными полчищами уже приближался к московским пределам. Но молитвами православных людей к Божией Матери совершилось чудо. Внезапно татарские орды в непонятном замешательстве стали отступать. Как пишет летописец: «Тамоубояшася страха идеже не бе страх». А страх был действительно великий: им было видение, что на подкрепление русским прибывают новые грозные силы. И так же было в 1591 году при нашествии хана Гирея. После молитвы русских людей к Пречистой Владычице видение Божией Матери устрашило врагов, и они отступили. Обратите внимание, что все эти события происходят уже после Куликовской битвы, когда, казалось, уже была одержана решающая победа над татарами дорогой ценой — пролитием рек крови "
http://ruskline.ru/news_rl/2018/09/08/cerkov_torzhestvenno_prazdnuet_pobedy_kotorye_svetskie_istoriki_ne_v_sostoyanii_obyasnit/

Почему бессовестный?
Потому что семинарист, который просто тупо воспроизводит урок, - это одно. Но пожилой как бы московский интеллигент все же должен хоть чуток проверять слова, которые ему ХОЧЕТСЯ сказать.

Точно ли у светских историков нет объяснений этим разворотам восточных армий?

Они есть. Например, в 1395 году Тамерлану не было смысла брать Москву. Она в тот год в качестве сколь-либо аппетитной цели не существовала - будучи сожженной Тохтамышем в 1382-м. И цель вторжения Тамерлана в русские земли (скоре даже в "литовские") состояла в преследовании того самого Тохтамыша.

"Письменные источники говорят скорее не о враждебном, а о нейтральном отношении Тимура к правителям Московской и Литовской Руси, пребывавших с 1395 г. не только в династическом, но и в военно-политическом союзе" против Орды и Тохтамыша.
https://histrf.ru/lenta-vremeni/event/view/nastuplieniie-timura-na-moskvu

По другой версии светских историков "Тамерлан планов завоевания Руси попросту не имел. Его вояж к Ельцу — всего лишь попытка настигнуть одного из убегающих полководцев татар, Бек-Ярык-Оглана. Елец попал под раздачу как бы за компанию".
http://www.aif.ru/society/history/neokonchennyy_pust_velikogo_hromogo_pochemu_tamerlan_ne_poshel_na_moskvu

Про видение Тамерлану говорить смешно: о нем ничего не знают именно монгольские источники. Современные русские -тоже. Рассказ появляется только в Московском летописном своде конца XV в. (ПСРЛ т. 25; https://io.ua/20826567), то есть через сто лет после событий.
Tags: История и гомилетика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments