***
1879 год. Константинопольский Патриарх Иоаким III издал грамоту об автокефалии Сербской Православной Церкви:
«Хотя едино стадо и едино тело Христа есть и называется Церковь Божия на земле на основании и по причине духовного ее единства, тем не менее ничто не мешало, чтобы с течением времени установилось деление Церкви на местные, независимые одна от другой, с внутренним самоуправлением и под властью своих пастырей, учителей и служителей Евангелия Христова, т.е. епископов или архиепископов и Патриархов. И это деление установлено не ввиду только исторической в христианстве важности городов и пределов, но и политического состояния народа... Ввиду того, что благочестивая и Богом хранимая Сербия получила политическую независимость и что благочестивый, Богом утвержденный, премилостивый князь ее господарь Милан М. Обренович IV и преосвященный Архиепископ Белградский и Митрополит Сербии господин Михаил, от имени честного клира и благочестивого народа обратились к нам с письмами и сообразно с политической независимостью пожелали и церковную независимость, смиренность наша вместе со святым нашим Синодом преосвященных митрополитов, нашим по Святому Духу любезным братом и сослужителем, собрались... и, по изволению Святого Духа, нашли, что просьба их уместна и со святыми правилами и церковной практикой согласна. Поэтому и поставили мы: да Православная Церковь сербского княжества, которая доселе в лице Архиепископа Белградского и Митрополита Сербского стояла в канонической зависимости от нашего святого, апостольского и Патриаршего престола Цареградского вместе с присоединенными к ней епархиями и срезами, или, точнее, вся Православная Церковь, которая находится в политических и географических пределах освобожденного княжества сербского, отселе будет канонически самостоятельна, независима и самоуправна, коей глава, как всех Православных Церквей, Богочеловек Господь и Спаситель наш Иисус Христос и которая в церковных делах имеет и признает за представника своего Архиепископа Белградского и Митрополита Сербского; а этот вместе с Собором, составленным согласно правилам из архиереев из областей сербских, управляет церковными делами княжества свободно, независимо ни от кого, как то божественные и священные правила заповедуют. Поэтому далее этим же синодским актом Церковь Сербскую признаем и объявляем за духовную нашу сестру, а всем Православным Церквам препоручаем признавать ее за таковую же и поминать ее именем «Святая, самостоятельная Церковь княжества Сербского». Так же даем ей и всю власть, и все права, какие принадлежат независимому церковному начальству, так что отселе Архиепископ Белградский, Митрополит Сербский, при богослужении поминает «всяко епископство православное», а тамошние епископы поминают его имя. А что касается внутреннего церковного управления, то сидит, решает и определяет он со своим Синодом, следуя учению Евангельскому, святому преданию и определениям святой Церкви»
https://www.sedmitza.ru/lib/text/441204/
***
13 мая 1885 года Томос о Румынской церкви:
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа. «Основания инаго никто же может положити, - говорит великий апостол языков Павел, — паче лежащаго, еже есть Иисус Христос». И Единая, Святая, Кафолическая и Апостольская Церковь Христова, всегда созидаемая на сем только едином крепком и непоколебимом основании, хранит неразрывным единство веры в союзе любви. Таким образом, когда сие единство сохраняется неизменным и пребывающим непоколебимо во все века, тогда позволительно, по церковному рассмотрению, учинять и изменения в делах, относящихся к управлению Церквей, применительно к устройству областей и степени их достоинства. На сем основании и Святейшая Великая Христова Церковь, благословляя весьма охотно и в духе мира и любви перемены, считаемые необходимыми в духовном управлении местных святых Церквей, устанавливает их для лучшего строения верующих. Итак, поелику преосвященнейши й и досточтимый митрополитУнгро-Влахийский кир Каллиник, от имени священного собрания святых румынских архиереев и с со- изволения его величества короля Румынии и его королевского правительства, по разумным и законным основаниям, через послание, препровожденное и удостоверенное превосходительным министром церковных дел и народного просвещения Румынии г-ном Димитрием Стурдзою, просил от нашей Церкви благословения и признания Церкви Румынского королевства автокефальной, то мерность наша согласилась на сию просьбу, как справедливую и согласную с церковными узаконениями, и, рассмотревши ее купно с сущим при нас Священным Синодом возлюбленных во Святом Духе наших братьев и сослуживцев, объявляет, чтобы Румынская Православная Церковь пребывала, считалась и всеми была признаваема независимой и автокефальной, управляемой собственным Священным Синодом, под председательством имеющегося в данное время преосвя-щеннейшего и досточтимейшегомитрополита Унгро-Влахийского и Экзарха всей Румынии, не признающего в собственном своем внутреннем управлении никакой другой церковной власти, кроме самого Главы Единой Святой, Кафолической и Апостольской Церкви, Богочеловека Искупителя, Который один только — главный, краеугольный и вечный Архиерей и Архипастырь. Итак, признавая через сие священное Патриаршее и Синодальное деяние утвержденную таким образом на краеугольном камне веры и чистого учения, которое и Отцы передали нам неповрежденным, крепко хранимую Православную Церковь Румынского королевства автокефальной и во всем управляющейся самостоятельно, мы провозглашаем Священный ее Синод возлюбленным во Христе братом, пользующимся всеми, присвоенными Автокефальной Церкви, преимуществами и всеми владычественными правами, так чтобы он всякое церковное благоустройство и порядок и все прочие церковные строения совершал и строил невозбранно и с полной свободой, согласно постоянному и непрерывному преданию Кафолической Православной Церкви, чтобы таковым признавали его и прочие во вселенной Православные Церкви и чтоб он назывался именем Священного Синода Румынской Церкви. Но дабы союз духовного единства и связи святых Бжиих Церквей оставался во всем неизменным,-ибо и научены мы «блюсти единение духа в союзе мира»,-Священный Синод Румынский должен воспоминать в священных диптихах, по издревле от святых и богоносных Отцов преданному обычаю, Вселенского и прочих Патриархов и все Православные святые Божий Церкви, и сноситься непосредственно со Вселенским и с прочими Святейшими Патриархами и со всеми Православными святыми Божиими Церквами во всех, нуждающихся в общем обсуждении, важных канонических и догматических вопросах, по издревле от Отцов хранимому священному обычаю. Равно также он имеет право просить и получать от нашей Великой Христовой Церкви все то, что имеют право просить и получать от нее и прочие Автокефальные Церкви. Председатель же Священного Синода Румынской Церкви должен, при своем вступлении на кафедру, посылать необходимые синодальные грамоты к Вселенскому и прочим Святейшим Патриархам и ко всем Автокефальным Православным Церквам, и сам имеет право принимать от них все это. Итак, на основании всего этого наша святая и Великая Христова Церковь благословляет от глубины души автокефальную и во Христе возлюбленную сестру — Церковь Румынскую и призывает на благочестивый народ, на богохранимое королевство Румынское преизобильные от неисчерпаемых сокровищ Небесного Отца божественные Его дары и милости, желая им и чадам их в роды родов всякое благо и во всем спасение. Бог же мира, возведый из мертвых Пастыря овцам великого кровью завета вечного, Господа нашего Иисуса Христа, да совершит святую сию Церковь во всяком деле блазе, сотворите волю Его, творя в нейблагоугодное пред Ним Иисусом Христом; Ему же слава во веки веков. Аминь. - В лето от Рождества Христова тысяча восемьсот восемьдесят пятое, апреля 23».
https://www.sedmitza.ru/lib/text/441207/
***
22 февраля 1945 года - из Томоса Болгарам:
«Мы благословляем автокефальное устройство и управление Святой Церкви в Болгарии и определяем ее как Святую Православную Автокефальную Болгарскую Церковь, и с этого момента признаем Ее нашей духовной сестрой, которая управляется и вершит свои дела независимо и автокефально, согласно установлениям и суверенным правам»
***
Патриарший и синодальный томос о благословении автокефалии Албанской Православной Церкви
Вениамин, милостью Божией Архиепископ Константинопольский, Нового Рима, и Вселенский Патриарх.
Святая Церковь Христова как заботливая Мать, постоянно пекущаяся о благочестии целого, не отказывается от соответствующих каждому времени и месту форм поддержки и щедро отзывается на просьбы Церквей о даровании им самостоятельности, дабы не вводить в соблазн, приносить как можно большую в Господе пользу.
И вот сейчас, когда благочестивые православные христиане благословенного Богом молодого Албанского государства обратились к нашему Святейшему Апостольскому и Патриаршему Вселенскому престолу, под сенью которого все веками находили надежное укрытие и по милости Христа оставались спасенными в этом винограднике, обратились как к заботливой Матери с горячей просьбой о благословении и провозглашении самостоятельности и автокефалии церковной епархии как единственной организации в новых политических условиях, организации, готовой к осуществлению церковного управления и содействию достаточно устойчивому прогрессу в общем прогрессе благословенного .Албанского государства, которое твердо заверило, что предоставит полную самостоятельность и свободу преуспеяния членам Албанской Православной Церкви, наша Мерность совместно с Высокопреосвященными митрополитами и высокочтимыми в Духе Святом нашими возлюбленными братьями и сослужителями, проявляя заботу к сыновней просьбе и руководствуясь Священными Канонами, церковным порядком и практикой, благосклонно принимает эту просьбу наших возлюбленных по духу чад, православных христиан Албании, и дает им наше благословение на независимую автокефальную организацию церковного управления.
Итак, соборно и в духе Святом мы определяем и провозглашаем, что отныне все существующие в богоспасаемом Албанском государстве православные епархии и общины объединяются в одну самостоятельную автокефальную церковную организацию, которая будет называться «Православной Автокефальной Албанской Церковью».
Эта Церковь, являющаяся нашей духовной сестрой, отныне осуществляет свое управление независимо и автокефально, согласно порядку и суверенным правам, присущим всем Святым Православным Автокефальным Церквам, во главе которой стоит как верховная административная церковная власть признаваемый всеми Святейший Синод, образуемый каноническими православными архиереями Албании и возглавляемый его Председателем, Высокопреосвященным Архиепископом Тиранским и всея Албании.
В целях соблюдения и доказательства священного канонического единства с нашим Святейшим Апостольским и Патриаршим Вселенским престолом, а также всеми Православными Автокефальными Церквами каждый Высокопреосвященный Архиепископ Тиранский и всея Албании, когда, согласно порядку и правилам Святой Православной Церкви, состоятся его избрание и интронизация, должен будет направить послание как нашей Великой Церкви Христовой, так и всем братским Православным Автокефальным Церквам, в котором должно содержаться установленное признание и заверение в том, что он сам и вверенная ему Святая Церковь остаются незыблемо верны православной вере, благочестию и всему, что предписано Священными Канонами и строем Святой Православной Церкви, что, согласно установленному порядку, он будет упоминать в диптихах имя Вселенского Патриарха и всех других Святейших Патриархов и Высокопреосвященных Предстоятелей Святых Православных Автокефальных Церквей.
Мы подчеркиваем вместе с тем, что братская Святая Автокефальная Православная Церковь Албании должна получать Святое Миро у нашей Великой Церкви Христовой.
Мы рекомендуем также, чтобы по всем вопросам и недоразумениям общего церковного характера, касающимся условия и юрисдикции Автокефальных Церквей, Архиепископ Тиранский и всея Албании обращался к нашему Святейшеству Патриаршему Вселенскому престолу, через который связываются между собой все Православные Епископаты, распространяющие правильно слово истины, и испрашивал бы своевременно мнение братских Церквей.
Именно это и было решено 12 апреля сего года на одном из очередных синодальных заседаний, соборно нами утверждено и одобрено, о чем свидетельствует постоянно хранимый настоящий Патриарший и Синодальный Томос, составленный и списанный в кодекс нашей Великой Церкви Христовой, а также отдельно составленный и отосланный Высокопреосвященному Архиепископу Тиранскому и всея Албании, нашему во Христе возлюбленному Брату и Сослужителю кир, кир Христову, Председателю Святейшего Синода Святой Православной Автокефальной Албанской Церкви.
Да пребудет милосердие первого Великого Архиерея и Пастыря Христа Бога нашего с новоучрежденной братской Православной Автокефальной Албанской Церковью, да укрепит ее Господь Бог и сохранит в благополучии.
Пусть ведут ее вперед милость и благословение Господа ко славе Его Святого Имени, ко благу всей ее благочестивой полноты, а также к радости всех Святых Братских Автокефальных Церквей.
В год от Рождества Христова 1937, апреля месяца, в день 12.
Патриарх Константинопольский Вениамин
https://religion.wikireading.ru/193117
***
Патриарший и синодальный Томос о благословении автокефалии святой Православной Церкви в Чешских землях и Словакии
Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший участием Своей Божественной и всеблагой воли, чтобы воссиял свет истины и Его Святой Дух на территории благословенных земель Чехии и Словакии – Вера Православная. Его драгоценный Крест был воздвигнут здесь в IX веке богоносными и всехвальными возвещателями Божественного Слова – святыми апостолами Кириллом и Мефодием, призванными сюда тогдашним князем Великой Моравы и отправленные усердным богоносцем святейшим патриархом Фотием Великим.
Их миссией было засевание Божия семени в сердца благословенных чешского, словацкого, моравского и карпатского народов. Вскоре из него появилось ветвистое дерево, приносящие добрые плоды во славу небесного Сеятеля и нашего Спасителя. Эта миссия была почтена людьми и Богом вечности за то, что раскрыла сердца и уши предков этих народов для принятия Евангелия и привела всю их душу и мысль к Сыну Божию. Деяния святых были увенчаны благополучными результатами. Благословенные народы чешский и словацкий не отвергли воспитание, а потому вскоре можно было устроить церковную жизнь в этих землях и поставить здесь первого архиепископа – блаженного и преподобного Мефодия. Святая Церковь в те времена в большой и сильной Мораве весьма укрепилась, но сильные народы, окружающие Великую Мораву, с завистью и ненавистью старались разделить и присвоить себе это великое деяние, святое Божие наследие, которое осталось запечатлено навеки.
Но вездесущий, всевластный и всемогущий Бог оставил в сердцах спрятанное и сохраненное святое сокровище святой Православной Веры. В начале этого века, который вскоре уже закончится, были использованы случай и свобода: это сокровище как Божие таинство было торжественно открыто и извлечено.
Наша святая и великая Христова Церковь, которой вверено попечение обо всех святых Божьих Церквах, и которая никогда не оставит ни единое свое дитя без защиты и никому иному не позволит, чтобы тот делал то, на что не имеет право, и которая, как живая Церковь – живущая жизнью высшей жизни, явленной воскресшии из гроба Господом, – неся свое служение, наделила честью автономии поместную святую Церковь в Чешских землях и в Словакии, живущую в свободном, суверенном и либеральном государстве, несмотря на то, что эта церковь малочисленна, в 1923 г. изданием Патриаршего и Синодального Томаса. С того времени вплоть до сегодня поместная святая Православная Церковь в Чешских землях и в Словакии существовала вопреки некоторым ее неканоническим действиям, которые мы в тишине прощаем, зная, что все, осуществленное неканонически, не на основании правил и традиций Единой святой Православной Церкви, изначально не имеет силы, недействительно и до скончания веков не будет одобрено.
Принимая во внимание преданность и православность веры в Господа, а также постоянное и великое попечение о спасении во Христе, Пришедшем спасти всех людей, святая Божия автономная поместная Православная Церковь в Чешских землях и в Словакии всегда в рамках юрисдикции Вселенского Престола и его синодального решения, согласно Вселенским соборам, которые, сообразно мнению духовенства и мирян, выраженному в письме высокопреосвященного Дорофея, архиепископа Пражского и всех Чешских земель и Словакии и нашего возлюбленного брата, № 195 (от 4 июля 1998 г. по Р. Х.), составленному им надлежащим образом, в котором он ходатайствовал о наделении своей автономной Церкви автокефалией и о провозглашении этой автокефалии.
Наша Мерность совместно с владыками, высокопреосвященными митрополитами, составляющими Святой и Священный Синод великой Христовой Церкви, по наитию Святого Духа, постановила, принимая во внимание и руководясь каноническими предписания святых отцов, что все, находящееся в варварских землях, то есть о всех христианах, находящихся вне границ святых патриарших и автономных церквей, находится под духовной опекой исключительно великого престола Нового Рима, и приняла поданное ходатайство Священного Синода поместной автономной Православной Церкви в Чешских землях и в Словакии, которую мы ценим за усердие как ее духовенства, так и мирян в православной вере, настоящим Патриаршим и Синодальным Томосом, и возводит взрастающую в славе поместную православную церковь в этих землях с автономной на автокефальную, а также устанавливает следующие необходимые условия, которыми Святой и Священный Патриарший Синод, окружающий нас и имеющий властные полномочия, вводит, с одной стороны, для соблюдения православной веры, православного порядка и традиции, а с другой стороны – для успешного роста и славы новообразованной автокефальной православной. Условия следующие:
A. Высшим руководством поместной автокефальной Церкви в Чешских землях и в Словакии является Священный Синод епархиальных архиереев, принимающих участие в пастырском служении. Архиерей, пастырски опекающий Пражскую епархию, с настоящего момента именуется Его Блаженством архиепископом Пражским, всех Чешских земель и Словакии и становится председателем Священного Синода, и обладает всеми привилегиями, принадлежащими первому архиерею каждой поместной церкви, согласно XXXIV апостольскому правилу. Прочие епархиальные архиереи, принимающие участие в пастырском служении, то есть Прешовский, Михаловский и Оломоуцко-Брненский, именуются митрополитами, а их епархии – метрополиями. Архиепископом Пражским и всех Чешских земель и Словакии может быть избран любой архиерей или иной достойный клирик единой автокефальной Церкви Чешских земель и Словакии.
Каждый митрополит Прешовский именуется «экзархом Словакии» и имеет право созывать на церковные собрания высокопреосвященных митрополитов и прочих клириков Словакии, которых определит Священный Синод автокефальной Церкви Чешских земель и Словакии для того, чтобы обсудить вопросы, имеющие исключительно местный словацкий характер. Решения данных собраний необходимо предоставлять для контроля и рассмотрения Священному Синоду единственной и единой автокефальной церк№ви Чешских земель и Словакии. Также может поступать и блаженнейший архиепископ Пражский, всех Чешских земель и Словакии для более полного изучения и решения исключительно местных проблем церкви в Чешских землях. Церковь в Чешских землях и Словакии может посредством синодальных решений, принятых канонически, учреждать новые епархии сообразно возникающим пастырским потребностям.
B. Священный Синод на основании священных правил надлежащим образом созывается для решения административных вопросов не реже двух раз в году, для разрешения могущих возникнуть пастырских догматическо-канонических проблем.
C. Канонически избранный и поставленный Блаженнейший архиепископ и прочие Высокопреосвященные митрополиты, остаются на своих кафедрах пожизненно, за исключением тех, кто добровольно уйдет или будет отстранен в виду канонических нарушений.
D. Дьяконы и иереи подсудны судам второго уровня, архиереи – судам первого уровня, и по всем вопросам своих обязанностей подсудны, согласно священным канонам, канонически учрежденным синодальным судам, для работы которых приглашаются, по согласованию со Вселенским Патриархом, иерархи исключительно из юрисдикции Церкви-Матери, то есть Вселенского Престола. Осужденные архиереи с апелляцией за окончательным решением могут обратиться к Вселенскому Патриарху.
E. В диптихах святых Православных Церквей святая автокефальная Православная Церковь в Чешских землях и в Словакии и ее предстоятель получают четырнадцатое место, сразу после Албанской автокефальной Церкви.
F. Во время богослужений Блаженнейший архиепископ Пражский, всех Чешских земель и Словакии поминает «всех православных епископов» по порядку и священному диптиху Вселенского Патриархата. С этого момента поминает Блаженнейших патриархов и автокефальных архиепископов и митрополитов. Высокопреосвященные митрополиты за богослужениями поминают архиепископа Пражского как первого среди них. Блаженнейший архиепископ Пражский, всех Чешских земель и Словакии имеет право носить белый клобук с крестом, украшенным камнями. Высокопреосвященные митрополиты – черный клобук, также с крестом, украшенным камнями.
G. Церковь в Чешских землях и в Словакии в знак духовного единства с Церковью-Матерью получает святое миро от Вселенского Патриархата.
H. Главной и первой задачей Священного Синода является соблюдение чистоты Православной Веры и общения в Святом Духе со Вселенским Патриархатом и прочими Православными Церквями. В то же время на него налагается обязанность в случае каких бы то ни было проступков апеллировать не только к Священному Синоду Вселенского Патриархата, но и к большему, расширенному Синоду, созываемому с этой целью попечением Вселенского Патриархата и по инициативе последнего.
I. Что касается глобальных тем и вопросов церковного характера, выходящих за рамки возможностей поместных Православных Церквей, Его Блаженство архиепископ Пражский, всех Чешских земель и Словакии также имеет право обратиться к нашему святому Патриаршему Вселенскому Престолу, который находится в общении со всеми православными епископствами, надлежащим образом проповедующими слово истины. Вселенский Патриархат запросит у церквей-сестер их мнение и позицию. В связи с этим канонически, посредством настоящего Томоса, напоминаем отцовский завет: «Стойте крепко и держитесь православного предания» как столпа догматической истины. Когда вы в чем-то неуверенны или вас терзают сомнения: «Спроси отца твоего, и он возвестит тебе, старцев твоих, и они скажут тебе» (Втор. 32:7). Сказано это было для нас, дабы мы не возгордились, дабы покорно искали то, что соответствует Божьей воле, того, что благое и совершенное. Мы благословляем новую автокефальную поместную Православную Церковь в Чешских землях и в Словакии, а вместе с ней и ее уважаемых представителей – его Блаженство архиепископа Пражского, всех Чешских земель и Словакии, а с ним – Высокопреосвященных митрополитов и освященных клириков. Иереям Божиим и благочестивому народу испрашиваем сугубое благословение от Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, а всей Церкви – стойкость и возрастание в славе Божией и спасении мира. Блаженным нашим братьям архиереям, иереям, монахам и христолюбивому народу – всякое благословение Божие, мир и радость, и достойные плоды в стоянии и Его православную веру.
В спасительном 1998 г., дня 27-го, месяца августа.
https://illyabey.livejournal.com/65277.html
***
"Патриарший и Синодальной-Каноничский Томос Вселенского Константинопольского Патриархии, от 13 ноября 1924 года О ПРИЗНАНИИ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В ПОЛЬШЕ АВТОКЕФАЛЬНОЙ"
Нашел его перевод на украинский:
https://uk.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%80%D0%B8%D0%B3%D0%BE%D1%80%D1%96%D0%B9_VII_(%D0%BF%D0%B0%D1%82%D1%80%D1%96%D0%B0%D1%80%D1%85)
***
Томос об автокефалии Православной Церкви в Америке от 10 апреля 1970 года
в комментариях