диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Я был неправ

Говоря, что нет документов, в которых кпльский патриарх именует московского коллегу "патриархом Малой Руси".

Есть такой текст - послание кпльского патриарха Паисия патриарху Никону 1655 года.

Публикация греческого оригинала и перевода тут
http://christian-reading.info/data/1881/0304/1881-0304-04.pdf
http://christian-reading.info/data/1881/0506/1881-0506-02.pdf

Собственно, Паисий воспроизвел титул, которым только что (после взятия Смоленска и Полоцка) сам себя стал величать Никон. Паисий при этом не мог вкладывать в этот политес смысл канонический: в Киеве был его экзарх митрополит Сильвестр Косов.

25 февраля 1647 г. избран единогласно митрополитом Киевским с титутлом. "Сильвестр Коссов, милостию Божиею архиепископ митрополит Киевский, Галицкий и всея России, епископ Мстиславский, Оршанский и Могилевский". 18 января 1649 г. состоялось патриаршее утверждение на митрополии Киевской и назначение экзархом Константинопольского престола.
Когда Малороссия начала переходить под покровительство Москвы и встал вопрос о переподчинении Киевской митрополии Московскому Патриархату, митр. Сильвестр всеми силами противился этому и старался отстоять свою духовную независимость от Москвы. Митрополит Сильвестр (Коссов) отправил свое посольство в Москву с ходатайством о сохранении константинопольской юрисдикции. В договорных статьях о подтверждении прав малороссийского духовенства митрополит просил, чтобы оно не было изъято из власти Патриарха Константинопольского, чтобы духовные власти сохраняли свои должности до смерти, а их преемники избирались голосованием духовных лиц и мирян, чтобы духовенство из России не посылалось для служения в Малороссию, а виновных лиц из малороссийского духовенства не отсылать для суда в Великую Россию.
Рассмотрев эту просьбу, русское правительство решило воздержаться от окончательного решения этого канонического вопроса. В то время царю и Патриарху нужна была поддержка греков в решении злободневных вопросов исправления церковных обрядов и текстов богослужебных книг на основании греческих текстов. Вопрос о константинопольской юрисдикции в Киевской Руси (по греческой терминологии — в «Малой России») был оставлен нерешенным.
http://www.sedmitza.ru/lib/text/436393/.
https://drevo-info.ru/articles/27343.html

Стоит также учесть, что Паисий и сам только взошел на патриаршую кафедру (на которой пробыл только 11 месяцев). Не упустим из вида и то, что Москва в дальнейших прениях с Кплем по поводу Киева никогда не ссылалась на этот прецедент. То есть ни одна из сторон тогда в это титулование не вкладывала тот смысл, что сегодня акцентирует московский официоз.

***

Ну и о посте в греческом понимании 17 века (из послания п. Паисия):



Плохая новость: полное воздержание от еды (и воды?) до вечера.
Хорошая новость: креветки ("черепокожие") можно всегда.

Напомню, что в Москве в те годы разрешалась и рыба - но только беднякам, которые сами могут ее поймать (богачам и так было чем наполнить со постный стол).
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 31 comments