диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Хиротония 15 священников за одной литургией

Черниговский епископ Лазарь Баранович, в 1680х годах будучи единственным епископом для всей Малороссии под властью московского царя, за одной литургией рукополагал по 10-15 диаконов и священников.

см. http://www.sedmitza.ru/data/2018/09/19/1240063452/75_11.4._1683_g._sentjabrja_4._Gramota_pa..._mitropolii_s_vodjanim_znakom.pdf

У католиков это обычная практика.

Почему у нас все одноразовое (один священник имеет право служить лишь одну литургию в день; на одном престоле может быть лишь одна литургия в день: то же касается сосудов, облачений и хиротоний) - не знаю. Хиротесий при этом может быть сразу множество.

Постановлена эта единственность на московском соборе 1667 года с единственной ссылкой на Симеона Солунского.

Аргумент Симеона таков:

"Вопрос. Почему епископ посвящает разом многих в чтецы, а рукополагает в диаконы и пресвитеры не многих вместе, и можно ли без литургии рукополагать во священника?


Мы знаем, что в чтецы и иподиаконы рукополагаются многие вместе, – и это основывается у нас на предании. Они и посвящаются вне алтаря; а внутри, у священной трапезы, рукополагаются по одному в диакона, по одному в пресвитера и по одному в епископа. Уклоняющийся от этого обычая вводит новости, а вводящий новости не принадлежит к Церкви. И без литургии рукополагать не следует, – тому научены мы преданием. Это заповедует и божественный Дионисий, преемник апостольский, говоря, что все совершаются чрез литургию и приобщение таин Христовых, припадая к жертвеннику и сподобляясь рукоположения, запечатления, призывания благодати, священных молитв, провозглашения и приветствия, и тем посвящаются, как и прочим, о чем он нам предал. Таким образом рукоположенный не так – рукоположен не по преданию, и я не знаю, чем будет этот посвященный не по чину. Итак на одной литургии следует рукополагать не многих вместе во епископы, или пресвитеры, или диаконы, но одного в епископа, одного в пресвитера и одного в диакона, и каждого из них в приличное и определенное чином время: – в епископа после Трисвятой песни, пред чтением Апостола; в пресвитера после поставления святых даров на божественной трапезе; в диакона после совершительной молитвы, пред словами: «вся святые помянувше». Епископа следует рукополагать в упомянутое время, чтобы он мог возсесть на престоле, так как он вступает в чин Апостолов; – в пресвитера после поставления божественных даров потому, что он становится совершителем их; – в диакона после совершительной молитвы потому, что это последний чин, и диакон не получает силы молиться, но только прислуживать и призывать к молитвам".

То есть главный аргумент не число, а место: множество рукополагаемых могут не уместиться в алтаре... При этом ни канонов, ни авторитетных святоотеческих суждений по этому вопросу Симеон не приводит.

... Кстати, собор 1667 года постановил, что патриарх причащает епископов, равно как и митрополит причащает епископов своей области. А в присутствии даже неслужащего патриарха на службе никто из архиереев не имеет права благословлять.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 34 comments