диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Письмо из Бухареста

Еще из секретной маминой сумочки, найденной при ремонте (там локоны моей первой стрижки, тетради за первый класс, детские рисунки...). В ноябре 1988 я оказался на учебе в Румынии. Это письмо с московским штемпелем 18 апреля 1989 года. То есть в Бухаресте письма я оставлял в ящике в посольстве. Так что румынских штемпелей и марок на конверте нет.

***

Здравствуйте, дорогие мои!

Время здесь идет все более незаметно, да и все более интересно. Оказалось прежде всего интересно изучать язык: ведь каждый новый шаг дает возможности нового общения, да и само изучение интересно само по себе (как бывает интересно решать математические задачи).

В болгарской церкви [подворье болгарского патриарха в Бухаресте] появляются уже наши прихожане - из русских и старообрядцев [русского храма в Бухаресте не было, поэтому ради церковнославянской службы русские ходили к болгарам].

Особенно интересны старообрядцы. Их стараниями, а также заботами болгарского священника [о. Добри Иванов из Силистры] пост проходит легко: то одни, то другие что-нибудь принесут (даже на дом и даже пироги и - завидуй, Димка - компот из черешни).

В это воскресенье сбежал со службы и пошел в патриарший собор - ведь еще ни разу не был на патриаршщей службе. С первого же шага обомлел: прекрасный смешанный хор пел песнопения русских композиторов (хотя и переложенные на румынский язык). Распоряжением патриарха в остальных храмах Бухареста (кроме храмов монастыря, института и семинарии) хоров нет - лишь 1-2 певчих-чтеца, да и поются лишь традиционные румынские напевы. А здесь вдруг - как в Москве!
Масса молодежи. И мало туристов.

После службы через храм и двор патриарх [Феоктист] шел в свою резиденцию. Увидев меня, подозвал и сказал идти следом. В покоях же выразил свое удовлетворение по поводу того, что я пришел на румынскую, а не славянскую службу и, как, впрочем, уже который раз за этот месяц, говорил о том, что надо уже ходить на лекции - привыкать к хорошему румынскому языку.

Вчера в первый раз были на лекции. Пока все понятно, хотя содержательной ее назвать было нельзя. Может, потому, что преподаватель [Петру Давид, сектоведение] когда-то учился не в Оксфорде (как большинство местных), а в Загорске. Кое-что было просто смешно - у нас этого уже не услышишь в Академии, а здесь еще живы шитые белыми нитками концепции "христианского коммунизма" 60-х годов.

Живу я теперь в комнате с румынским студентом [Александр Питик, ныне священник в одном из буковинских женских монастырей и отец четырех дочек-красавиц https://diak-kuraev.livejournal.com/1388270.html ]. Совершенно замечательный парень (мы его, впрочем, сами выбирали, не дожидаясь инициативы администрации). Сошлись еще с несколькими однокурсниками [увы, в том числе будущий гомоепископ Корнилий]. От них впечатление самое светлое. Так что живем нескучно. Пост-постом и теология сама собой, а подурачиться тоже хочется.

Вчера были вместе в парке (вместе - это, правда, без Юстиниана [ныне архиепископ Элистинский]). Совершенно потрясающе - в центре города, едва сделаешь 10 шагов - и совершенно иной воздух. Всё цветет, запахи удивительные. Добавить к этому специфически бухарестское освещение [т.е. его отсутствие] - и лучшего места для парочек не придумать. Так оно, конечно, и есть.

Накануне были у католиков: у них уже Пасха [в 1989 году разница была почти месяц]. У нас и радостнее и красивее. Но все равно пасхальная обстановка чувствовалась. Толпы подростков (и девочек, и мальчишек), вполне сознательно пришедших. Лишь единицы в переполненных храмах стояли созерцателями. Лица и глаза есть замечательные. Великим Постом ходил в католический кафедральный собор слушать "Страсти" Баха (с солистами местной оперы).

На выборах мы здесь голосовали за Ельцина [выборы в Верховный Совет СССР; единственный раз в жизни я голосовал за него].

Купил "Мелкого беса" Сологуба.

Димка, есть ли у нас термованночки с термостатом, с подогревом для цветных фотографий? Узнай, можно ли купить.

Вернусь домой - куплю велосипед [в румынских леях стипендию мне платила румынская патриархия, а в Москве на сберкнижку свою стипендию перечислял ОВЦС] и привезу сюда. Румынские, говорят, много хуже наших. При здешней погоде это круглогодичное средство передвижения, да и расстояния невелики. Но есть ли у нас еще замок для велосипеда?

Сапоги для бабушки один раз нашел, но лишь 37-й номер. Говорят, надо ехать за ними в Трансильванию.

Получил на днях кучу писем от своих чад [крестников; при проводах на вокзале к изумлению родителей получилась аж целая демонстрация]. Был несказанно рад. Все, вроде у них хорошо, и даже проблемы - хорошие. Борька Межуев даже позвонил сюда. А на тебя, Димка, жалуется М.Д. Почто забыл старушку?!

Дней 10 назад один здешний преподаватель был в Союзе. Он заверил митрополита [Филарета Вахромеева, главу ОВЦС], что мы изучаем язык ударными темпами. Это, в общем-то не так, но главное, что в Отделе нас еще не забыли.

Лонгин [ныне митрополит Саратовский] написал, что на Пасху они [то есть он с Кириллом, нынешним митрополитом Ставропольским] домой не поедут: их с самого начала загрузили занятиями (особенно его достает еврейский язык), и они страны [Болгарии] еще не видели - хотят хотя бы в эти дни поездить и посмотреть. Мы с Москвой еще не сносились по этому поводу [ОВЦС оплачивал дорогу только раз в году - на летние каникулы].

Целую. Всего доброго. Андрей.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 35 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →