диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Богословские досуги. Ликвидация автокефалии

На следующей (8й) минуте Максимов спорит с моим тезисом, что Кпль не для себя отбирает Украину у Москвы, а дарит ей свободу и от себя тоже - автокефалию.

Он говорит, что Украинская церковь не будет автокефальна, ибо Фанар считает, что он имеет право отбирать автокефалии.

Ой, как страшно. Так, выходит, в мире вообще нет автокефальных церквей? Сербы, румыны, болгары, албанцы, поляки, чехословаки, русские получили автокефалию от Кпля и висят на ниточке фанарских милостей?

Да, в древней истории кпльские патриархи  ликвидировали патриархии сербов  и болгар (последний раз - в  1767 году).

Но в более позднее время только Русская Церковь ликвидировала древнюю и несомненную автокефалию - Грузинскую. И в последние, кирилловские, годы с явным аппетитом присматривается к автокефалии американской.

Однако отметим два обстоятельства: все эти ликвидации были вовсе не "сейчас". Поэтому считать это новейшей фанарской идеологией  ("в рамках современной стамбульской идеологии никто не независим от Константинополького патриарха") крайне некорректно.

Всем новоявленным критикам "восточного папизма" я вновь вновь обращаю вопрос: с чего вы взяли, что эта малосимпатичная идея появилась только сейчас?

"Греки всегда смотрели на себя как на особую привилегированную нацию, которой всецело принадлежит первенство и руководящая роль во всем православном мире, по крайней мере в делах церковных. Они выработали взгляд, которому старались придать канонический характер, что все христианство заключено в пределах этих четырех патриархатов, которые должны находиться исключительно в руках греков. Славянские нации, не исключая русских, в глазах греков были низшие, неспособные к самостоятельной церковной жизни; их должны были постоянно держать в своих руках и во всем руководить греки, их неизбежные опекуны и учители. Понятно поэтому, как враждебно должны были отнестись все истые греки к домогательству русских учредить у себя патриаршество" (Каптерев М., 2008, т.1. с. 56).

И что - московское патриаршество тоже несвободно и псевдоавтокефально?

Кроме того, все ликвидации чужих патриархатов происходили все же в рамках одного государства (Византийской империи, Османской или Российской). Да, если Украина станет частью  Турции,  автокефалия ее церкви и в самом деле может оказаться под угрозой. Но есть вопрос... Какую  травку курит Максимов?

В своих фантазиях Максимов уверяет, что с точки зрения кпльской идеологии те, кто претендуют на независимость от него, не имеют права называться православными.

Но вот есть пример американской автокефальной церкви (ПЦА). Она независима от Фанара. Ее автокефалию, полученную от Москвы, Фанар уже 50 лет не признает. Но это непризнание заметно лишь в диптихах. А реальное сослужение даже епископов - есть. Православие ПЦА Кпль не отрицает. Ту же Грузинскую Церковь Фанар признавал вполне православной даже  в те годы, когда не признавал ее автокефалию (1918-1990).  Так что реальность не укладывается в максимовские страшилки.

Тут можно провести несколько аналогии с большой светской внешней политикой.

Когда силой своего оружия Россия  отслоила Южную Осетию от Грузии - никаких "санкций" не последовало. Потому что формально Осетия (и Абхазия) сделалась независимым (пусть и временно непризнанным) государством, и к себе Россия эту  территорию не присоединила. Но когда Крым Россия официально объявила своей частью - реакция международного права была уже другой.

Политика Фанара на Украине несколько иная: он начинает с объявления Украины своей территорией, но с явной декларацией о скорой и полной автокефалии.

Еще пример нелинейных юрисдикционных деклараций:

Наследный принц Сербии Александр II родился 17 июля 1945 года в Лондоне в семье короля Пётра II и королевы Александры, урожденной принцессы Греческой и Датской. На момент рождения наследного принца Александра, королевская семья была в изгнании и жила в Лондоне. Для того, чтобы Александр мог претендовать на трон Югославии, по разрешению Уинстона Черчилля территория номера гостиницы, в котором он родился, была объявлена Югославской территорией.

А благочестивый король Бельгии Болдуин, напротив, в 1990м году на два дня отрекся от престола - чтобы не подписывать закон о легализации абортов.

Вот некий микст из этих прецедентов и произойдет в Киеве: Кпльский патриархат ненадолго объявит себя вернувшимся в эту митрополию для того, чтобы уйти оттуда навсегда. Зная градус украинского национализма,  нельзя себе представить, что Фанар удержится в Киеве, если откажется от этого своего обещания.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 52 comments