диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Решение Фанара

в целом это следование той дорожной карте, которую я и предполагал.


Presided by His All-Holiness, the Ecumenical Patriarch, the Holy and Sacred Synod convened for its regular session from October 9 to 11, 2018, in order to examine and discuss items on its agenda.

The Holy Synod discussed in particular and at length the ecclesiastical matter of Ukraine, in the presence of His Excellency Archbishop Daniel of Pamphilon and His Grace Bishop Hilarion of Edmonton, Patriarchal Exarchs to Ukraine, and following extensive deliberations decreed:

1) To renew the decision already made that the Ecumenical Patriarchate proceed to the granting of Autocephaly to the Church of Ukraine.

2) To reestablish, at this moment, the Stavropegion of the Ecumenical Patriarch in Kyiv, one of its many Stavropegia in Ukraine that existed there always.

3) To accept and review the petitions of appeal of Filaret Denisenko, Makariy Maletych and their followers, who found themselves in schism not for dogmatic reasons, in accordance with the canonical prerogatives of the Patriarch of Constantinople to receive such petitions by hierarchs and other clergy from all of the Autocephalous Churches. Thus, the above-mentioned have been canonically reinstated to their hierarchical or priestly rank, and their faithful have been restored to communion with the Church.

4) To revoke the legal binding of the Synodal Letter of the year 1686, issued for the circumstances of that time, which granted the right through oikonomia to the Patriarch of Moscow to ordain the Metropolitan of Kyiv, elected by the Clergy-Laity Assembly of his eparchy, who would commemorate the Ecumenical Patriarch as the First hierarch at any celebration, proclaiming and affirming his canonical dependence to the Mother Church of Constantinople.

5) To appeal to all sides involved that they avoid appropriation of Churches, Monasteries and other properties, as well as every other act of violence and retaliation, so that the peace and love of Christ may prevail.

At the Ecumenical Patriarchate, the 11th of October, 2018

From the Chief Secretariat of the Holy and Sacred Synod

https://www.patriarchate.org/-/communiq-1



вчитываемся:

а. Автокефалия не дана. Только обещано "приступить к рассмотрению вопроса о..."

б. Главный по Украине не назначен. Возможно, это считается прерогативой кпльского патриарха без синода - назначение своего экзарха в Киев, но уже не как посла, а как полномочного управляющего митрополией. Точнее: раз Киев обьявлен Кпльской ставропигией, значит, патриарх Варфоломей теперь и управляющий Киевской митрополией.

в. подтверждено право Кпльского патриарха принимать апелляции клириков других поместных церквей. Замечу, это не право суда, а именно апелляции. В сегодняшнем решении Кпль никого не осудил и никого не подверг никаким санкциям. То есть кто к нам за судом обратился - того и судим, но сами своих судей без спроса в чужие края (в Москву) не посылаем.

г. Восстанавливается статус-кво 1686 года, то есть Киев как ставропигия Константинополя. Все права московских патриархов на этой территории объявляются 1) временными 2) просроченными 3) аннулированными. Но опять же - санкций на Москву за это не налагается.

д. Про какой бы то ни было нынешний статус Моспатриархата в Украине никак не упоминается. Это молчание можно понять двояко: как дозволение доживать свой век тому, что выросло, или как тотальную зачистку всего, связанного с МП на территории старо-новой Кпльской "ставропигии". Мне кажется, это все же приглашение к диалогу с указанием на то, что именно может быть предметом переговоров. То есть свой полноправный статус в Украине Кпль обсуждать не намерен, а вот о статусе Москвы может и поговорить (по эстонскому сценарию). Не сомневаюсь, что по крайней мере сейчас МП впадет в истерику и ни на какой диалог не пойдет.

е. Никакие иные церковные структуры на Украине не признаются. То есть ни МП, ни КП, ни УАПЦ. Просто Киевская митрополия Кплського патриархата.

ж. Товарищам Денисенко и Малетичу в ответ на их апелляции к Кплю сказано, что они принимаются в общение в тех санах, что у них были до ухода в раскол. То есть Филарет - как митрополит, Малетич - как священник. Будут ли признаны хиротонии, совершенные ими за годы раскола (особенно хиротонии Макария Малетича) - непонятно. Так я понимаю фразу "вышеупомянутые были канонически восстановлены до их архиерейского или священнического звания, и их верные были восстановлены в общении с Церковью". Отметим оборот "их верные", но не "их клирики" или "их епископат". Важно также отсутствие фразы "принять в сущем сане". "Восстановить в сане" - это про бывший статус, а "принять в сущем сане" - это нынешний. При этом "восстановить в сане" не значит восстановить на кафедре. То есть Филарет признан как митрополит, но не как Киевский.

Главный вопрос: согласятся ли вышеупомянутые товарищи на такие условия. Если Макарий, скорее, будет согласен, то Филарет свою патриаршую шапку не снимет. А Фанар дает понять, что открываемая им дверка слишком низка, чтобы можно было пройти в нее с гордой осанкой и с патриаршим куколем с крестиком на макушке.

Поэтому решение Фанара можно рассматривать как приглашение к революции: Члены УПЦ КП! Хотите получить каноническое признание? Уберите того вашего верховного козла, который упирается рогами в открытую нами дверь и не пускает всех остальных войти в нее.

з. Вопрос о епископском достоинстве Макария просто не рассматривался, потому что не был предметом апелляции. Это другая тема - признание иерархии Поликарпа-Мстислава-Димитрия... Но это Фанар уже сделал для украинцев Канады. Сделают и для киевских.

е. Воссозданная Киевская митрополия теперь приступит к приему заявлений кадровой чистке. Автокефальные раскольнические структуры все эти годы были еще той канализацией. Там полно фриков и людей с весьма странными биографическими зигзагами и статусами. Поэтому просто поголовного перезачисления не ожидаю. Но те, чьи хиротонии будут признаны более-менее проходящими, будут приняты и получат право на участие в учредительном соборе. Проведение такого учредительного собора требуется светским законодательством: предъявите устав и протоколы собрания, его принявшего.

Этот собор должен проголосовать два пакета документов: один - для Киева, другой - для Фанара. Для Киева - признайте нас как Кпльскую ставропигию; вот нас нынешний устав. Для Фанара - мы как та самая ставропигия просим у вас автокефалию на таких-то условиях (копию нашего БУДУЩЕГО Устава прилагаем).

И вот после этого может придти автокефалия.


***

О, истерика началась:

Появилась первая реакция на информацию из Константинополя. Заявление Вселенского Патриарха Варфоломея прокомментировал Председатель Синодального отдела Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда.

"Константинопольским Патриархатом совершено беспрецедентное антиканоническое действие, являющееся попыткой разрушения основ православного канонического строя. Иначе нельзя оценить заявление Константинополя о вступлении в каноническое общение с раскольниками и с лицом, отлученным от Церкви", - написал он.

Володь, ну имей совесть! В начале третьего тысячелетия церковной истории трудно высрать что-нибудь беспрецедентное. Разве не принимал наш синод епископов, анафематствованных Фанаром? Синод Константинопольской церкви под председательством патриарха Неофита VII в 1792 году лишил епископа Гавриила Бэнулеску-Бодони его кафедры и анафематствовал. Ну, а мы его сделали Киевским митрополитом и даже (уже при Кирилле всего два года назад)- святым.

И после этого смачного плевка в адрес Фанара вы хотели уважения?
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 330 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →