диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Много религии - это мало Бога

Юрий Белановский

Когда-то, лет 20 назад в книгах по истории церкви я читал удивительное и думал, что было ж когда-то время прекрасное. На рынках, в банях, в домах за трапезой, в пути и на поле - все от свинопаса до офицера и чиновника и даже до императора обсуждали: «омоусиос или омиусиос»? То есть: «Сын единосущен Отцу или подобосущен? Какими словами выразить тайну Троицы?!»

После советского своего детства я воспринимал эти картины насыщенной религиозной жизни, как некий ориентир. Как же! Каков был уровень религиозной грамотности? Торговец финиками мог с пониманием говорить священнику, что "ипостась" и "просопон" следует различать, что Бог - это «единство природы в трех Лицах».

На фоне постсоветской религиозной безграмотности и нравственного обнищания и даже деградации общества разве можно было прочесть без зависти и восторга исторические свидетельства прошлого? Наши тогда российские СМИ и общественные дискуссии не выходили за рамки "свечек", "снятия порчи", "архаичных попов". Никакой не было не то, что философской нотки, но даже терминологической аккуратности в отношении религии. Подумать только, кадило путали с паникадилом.

Для меня тогда верующего новообращенного православного человека - все эти знания были азбукой. Которую я освоил с огромной радостью и искренностью. Обретя веру, и я и каждый из нас вдруг понимали, что все это уже знаем, что нет тут никакой сложности. Что богословие – это стройное здание терминов, логики, рассуждений, выводов, словесных формул. Ах… какие порой встречаются словесные формулы! И все это идет из древности, это уже традиция. Невозможно быть православным, если ты ниже уровнем, чем те свинопасы и императоры. И, в общем-то, о богословии мы знали больше их. Так нам казалось.

Стать христианином в 90-е годы, в своего рода дикой оттепели после религиозной морозной пустыни – это как оказаться в другом мире, где есть смыслы и стройная философия, есть примеры для подражания, есть мир и радость братства, есть глубины для изучения и богословия и истории, есть путь заповедей и аскезы, есть служение, Свет и Любовь, льющиеся с неба, есть личный и обращенный к Тебе Бог. Христианство – это именно полнота жизни. Но полнота в своем мире. Стать христианином в России 20 лет назад – это как оказаться на границе двух миров с правом и желанием перехода туда и обратно. Это как поселиться у небольшого горного озера с тусклыми пустынными берегами. Но если нырнуть в озеро можно оказаться в безбрежном, ярком, полном жизни и света океане - в особом огромном мире.

Этим я хочу пояснить, что истории прошлого о богословских спорах, как бы говорили: вот было время, не было границы между религией и жизнью, жизнь и была религия и религия была жизнью. Красота!

И вот, когда я читал те книги мне и в голову не приходило понять, что да, определяющей в жизни была религия, но не ее внутренняя сокровенная часть, где Бог и человек встретились, а та часть что породила споры! Что означают религиозные споры на уровне рынка и бани? Я понять тогда не мог. Это было невозможно, не было опыта. Всё окружающее меня, кроме того маленького озера - никакого отношения к "омиусиус" не имело и не хотело иметь, более того всем плевать было на "единство Божественной природы и Троичность в Лицах".

И вот я наконец дожил до того, что в очереди в Ашане, на приеме у терапевта, в вагоне метро, в перерывах на совещаниях с чиновниками, в кулуарах на научных конференциях, в прайм-тайм на телеэкранах и в лентах Фейсбука и даже Вконтакта – везде религия! Все все все обсуждают разницу между автокефальной, автономной и поместной церковью, дискутируют о церковных канонах "никейского" и "халкидонского" соборов, критикуют переводы "грамот" и "томосов" с греческого, упоминают через слово "священные синоды".

Я и мечтать не мог, чтобы главный редактор известной радиостанции и самый популярный телеведущий, игнорировавшие церковные темы чуть более, чем полностью всегда, вдруг стали чуть ли не ходячими справочниками по церковному устройству, по церковным отношениям, церковной терминологии. А ведь еще год назад, если вдруг случаем они касались темы религии, то какую несусветную чушь они несли?!...

Вот оно! УРА! Наконец-то мы видим, что такое настоящее религиозное общество! Религия вошла в жизнь. Жизнь переплелась с религией! Из каждого утюга наши с вами сограждане говорят о церкви и святом православии на Руси!

Но! Все оказалось гораздо прозаичнее… В переводе «Гоблина» первой части «Властелина Колец» Фродо спрашивает Гендельфа о жизни там, за холмами. И Гендальф говорит: «Ну… что… все друг друга режут, убивают, насилуют… Идет обычная человеческая жизнь…». Всеобщая религиозность и православность оказалась той самой обычной человеческой жизнью.

В книжках, конечно, споры о Православии прекрасны. А нам что религия дала, растекшись повсюду? Она дала тоже, что в те первые времена, когда споры шли в поисках правильных "богоприличных слов" - разделение, она принесла озлобленность, она накалила эмоции и вручила право сильным взяться за меч. Ради мира, конечно. Ради правды, безусловно. Ради единства, бесспорно. В древности императоры решили подсобить и быстренько к церкви пришили армию и полицию. Так оно надежнее достигать мира и любви.

У православия все больше размывается внутренний иммунитет, защищающий Евангелие. Началось все когда-то с Благой вести о спасении людей от греха, с проповеди Христа о Себе, как примирителе, с жертвы крестной, с призыва к миру и единству и любви. Началось христианство и с уранополитизма! Да! Да! Именно! Нации и государства – это все даже не тень небесного. Христианство - это исключительно уранополитизм. Христиане - граждане неба! И никто не сможет это опровергнуть. Евангелие именно об этом!

Так вот, продолжилась христианство вхождением в жизнь Империи и поиском своего имперского места в том числе и идеологического. Разгорелись вовсю те самые догматические споры о Боге и о Христе - Сыне Божьем. Ну хоть так. Это и философия, и обсуждение самой сути религии - богообщения.

А сегодня? Сегодня религия в обществе не упоминает Христа и Евангелия, сегодня православие - это споры о нациях и территориях и, смешно сказать, о правах того или иного церковного начальника (или синода или собора). Кто главнее, кто в своем праве, кому и что принадлежит?

Сегодня Православие в России – это крик, или даже приказ Богу: отойди в сторону, не мешай, видишь взрослые дядьки свои дела решают, разборки чинят за «территориальную целостность». Смотри, как это эффективно? Вся страна теперь разбирается в канонах и томосах. Президенты и те говорят слово «автокефалия». Не то, что мямлить про мир и любовь и единство среди сотен нищих палестинцев…

Получилось, что то самое небольшое горное озеро православной веры вышло из берегов. Вспенилось, возмутилось, целым гейзером взорвалось и обрушило на всех вокруг религию, которая быстро стала заполнять все пространство и стекать вниз по склонам. Ручейки стали мутными селевыми потоками и теперь уже сносят все вокруг.

В общем, мои юношеские мечты сбылись. Религия повсюду. Только сегодня я очень жалею, что так оно есть. Я теперь знаю и на себе, что даже у самой светлой религии есть темная сторона.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 58 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →