Киевское духовенство очень не хотело, чтобы их глава носил белую шапку.
Летом 1685 года гетман собрал все подвластое ему поповство (без епископов) для оформления ухода под Москву. Голосование было единогласным – ибо еще заранее гетман уверил Москву, что он отправил в Киев присутствовать на митрополичьем избрании войскового есаула Ивана Мазепу и четверых полковников «с товарищи» (Письмо гетмана Самойловича к царям Иоанну Алексеевичу и Петру Алексеевичу по поводу собора, бывшего в Киеве для избрания митрополита. 1685 г. 20 июля // Архив Юго-Западной России. Часть 1. т. 5. с. 65 (вторая пагинация)).
«На соборе представителей гетмана было много, а представителей духовенства мало» (Терновский С. А. Исследование о подчинении Киевской митрополии Московскому патриархату. Киев, 1872, с. 102).
Но, проголосовав, как велено, на собрании 8 июля, киевское духовенство собралось и отдельно, без полковников и есаулов. Во главе с настоятелем Киево-Печерской Лавры архимандритом Варлаамом Ясинским. По итогам своего внутри-корпоративного обсуждения они направили гетману протест.
Письмо «з Киево-печерскаго монастыря и всех малороссийских городов архимандритов и игуменов и протопопов и всего священного чину и старших с собору их» агенты донесли Белгородскому митрпоиту, а тот передал его в патриаху в Москву
(Письмо Авраамия, митрополита Белгородского, к патриарху Иоакиму. 8 авг 1685 // Архив Юго-Западной России. Часть 1. т. 5. с. 61 (вторая пагинация)).
Так вот, авторы письма боялись, что киевскому митрополиту придется носить московский белый клобук (статия 8).
Их опасения оправдались - "избранному" этим собориком Гедеону в Москве надели на голову именно белый клобук - первому из киевских митроплитов.
Кстати, интересно, патрииарх Иоаким каким чином поставлял Гедеона на киевскую кафедру. Второй раз проводя над ним епископскую хиротонию? Сами-то московские патриархи в том столетии восходили на престол именно так.
Да, а "московские" (точнее - всероссийские) митрополиты стали носить белые клобуки по приказу (именно так: по приказу, а не дозволу) Ивана Грозного.
Еще в 16 веке московские митрополиты не выделялись.
Митрополит всея Руси Макарий смущал москвичей тем, что носил белый клобук. Как бывший новгородский митрополит, который до сего был единственным обладателем такого убора, он считал белый клобук привилигией, от которой не хотел отказываться.
После его кончины встал вопрос - что носить его преемнику.
И вот 9 февраля 1564 г. вышел указ царя Иоанна:
«в том его высокопрестолной степени почести нет, что митрополит носит чорной клобук, а влыдыки все носят чорные же клобуки, а архиепископ ноугородский носит белый клобук. И мы великий государь царь Иван Васильевич со всеми совими богомолцы и со всем освященным собором уложили есмя и укрепили что от сего времени впредь тому Бог благоволит на великой степени Русския митрополия быти почесть есмя ему учинили древнюю: носити ему клобук белой с рясами и с херувимом" (Отрывок из летописи // Русская Историческая библиотека. Т.3 Спб, 1876, стб.211-212).
Белый цвет русской митрополичьей шапки, тем не менее, связан с Византией.
В 1160 году князь Андрей Боголюбский послал в Царьград женатого попа Феодора для посвящения его в митрополиты Киевские. Тот прикупил себе белый клобук – для подчеркивания своего хоть иерархического, но немонашеского статуса.
«В самой претензии Феодора оставаться женатым в епископстве и даже не разводиться с женой было некоторое оправдание в современной ему византийской практике. Несмотря на запрещение брака для епископов Трулльским собором (691 г.), мы встречаемся с исключениями еще и позднее времени Феодора» (Карташев А. В. История Русской Церкви. Т.1. с. 180).
Это видно из того, что спустя почти тридцать лет, в 1187 г. понадобился собор трех патриархов (КПльского, Антиохийского и Иерусалимского), чтобы осудить практику женатого епископата. Собор постановил лишать архиерейства тех, чьи жены не ушли в отдаленный от кафедры женский монастырь.
Еще через полтора века произошла интересная история с Константинопольским патриархом Иоанном 13-м Гликой (1315-1320).
Он не был монахом до своего «избрания». Он был министром почты – «логофетом дрома». У него была жена, сыновья и дочери.
Таких патриархов не из монахов называли «патриархи космики» (Соколов И. И. Избрание патриархов в Византии с середины IX до середины XV века // Соколов И. И. О византинизме. Избрание патриархов в Византии с середины IX до середины XV века. Вселенские судьи в Византии. Спб., 2003, с. 89).
Во исполнение закона 1187 года жена Глики после его избрания на патриарший престол немедленно приняла монашество.
Ее примеру хотел последовать и Иоанн, но царь Андроник Старший удержал его – так как «незадолго перед этим по членам его разлились какие-то злокачественные соки, вследствие чего он в определенные периоды года весьма тяжко страдал, и ему, по совету врачей, необходимо было пользоваться мясом; поэтому ему и не разрешено было принять монашескую схиму» (Никифор Григора. История ромеев. Рязань, 2004, т.1. с. 201. (кн. 7 гл.11)).
Он не был монахом и не стремился к нему. Перед смертью Иоанн рассказывал конфиденту, что согласился стать патриархом в надежде на исцеление…
Поэтому он отказался от ношения чисто монашеской одежды – клобука (куколя). Сегодня, глядя на наших патриархов, уже мало кто догадается, что в древности форма куколя была избрана монахами потому, что была похожа на младенческой чепчик и напоминала о младенческом беззлобии и отходчивости.
Авва Дорофей: "куколь, который есть символ смирения. Куколи носят малые и незлобивые младенцы, а человек совершеннолетний куколи не носит: мы же носим оный для того, чтобы младенчествовать злобою, как сказал Апостол: не дети бывайте умы: но злобою младенствуйте (1 Кор. 14, 20). Что же значит младенчествовать злобою? Незлобивый младенец, если будет обесчещен, не гневается, и если почтён будет, не тщеславится".
Патриарх Иоанн клобук взял, но не в монашеском стиле. Он взял белый клобук и первый из иерархов украсил свой головной убор из белого полотна золотыми изображениями Спасителя, Божией Матери и Предтечи (Голубинский Е.Е. История Русской Церкви. М., 1901, т.1, 1-я половина с. 587). Голубинский вообще считает, что женатые священнкии носли "головные покровы или шляпы белого цвета; это опять к ответу на вопрос: отчего мирские священники - белое духовенство"" (с. 583).
Через 20 лет, в 1341 году, патриарх Иоанн XIV Калека, тоже из женатых священников, начинает носить всецело золотой клобук.
Иоанн Кантакузин в своей "Истории Ромейских императоров" (кн.3, гл. 36, ст. 3) выражается очень интересно:
Πατριάρχης δὲ, ἐπεὶ τὴν ἀξίαν ἀμείβειν οὐκ ἐνῆν, εἰς σεμνότερόν τι περιέστησε τὸ σχῆμα καὶ ἔν τε ταῖς ὑπογραφαῖς ἠερανέῳ χρώματι ἐχρῆτο καὶ τὴν ἐπὶ τῆς κεφαλῆς καλύπτραν, ἣν τοὺς πατριάρχας ἔθος φέρειν, ἂν μὴ τοῦ τάγματος ὦσι τῶν μοναζόντων, ὀθόνῃ λευκῇ περιειλημμένην πρότερον, αὐτὸς κατεκόσμησε χρυσῷ, εἰκόνας αὐτῇ τοῦ τε σωτῆρος ἡμῶν ἐγγράψας Χριστοῦ Ἰησοῦ καὶ τῆς τεκούσης αὐτὸν ἀχράντου θεοτόκου καὶ Ἰωάννου τοῦ Βαπτιστοῦ.
Le Patriarche ne pouvant changer de dignité, tâcha de relever l'éclat de celle qu'il possédait, en signant ses lettres en couleur verte, et en prenant un bonnet de toile d'or, avec les Images du divin Sauveur, de la sainte Mère, et de S. Jean Baptiste, au lieu que les autres Patriarches qui n'étaient pas Moines, n'avaient accoutumé de porter qu'un bonnet blanc".
http://remacle.org/bloodwolf/historiens/cantacuzene/histoire13.htm
"... Патриарх принял клобук из золотой парчи с образами Спасителя, Богородицы и Предтечи, не так как другие патриархи, которые, не быв монахами, имели обыкновение носить только белый клобук"
Отметим и то, что Иоанн XIV стал подписывался зелеными чернилами - как и наш патриарх Алексий 2.
(Отметим и ошибку "Православной Энциклопедии", уверяющей,что "Иоанн XIII Глика стал последним К-польским патриархом - выходцем из визант. придворной элиты; после Иоанна Глики Патриарший престол занимали только представители греч. монашества" http://www.pravenc.ru/text/%D0%98%D0%BE%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B0%20XIII%20%D0%93%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B8.html. Первая часть этого утверждения верна, вторая - нет: Иоанн XIV не был монахом).
Удивительно, но историю эту принесли в русскую историческую литературу простые семинаристы - ученики богословского класса Новгородской семинарии. Их историко-риторические упражнения составили книгу "Исторические разговоры о древностях Великого Новгорода" (М., 1808).
https://www.runivers.ru/bookreader/book578409/#page/45/mode/1up
И вот там, на страницах 39-40 они поведали:
"Ныне в Греции действительно никто их архиереев не носит белого клобука. Но это обыкновение было некогда в Восточной Церкви. Свидетельство чему находится в Константинопольской Истории, писанной бывшим Константинопольским же императором Иоанном Катакузином, который, описывая коронование Константинопольского императора Иоанна Палеолога, бывшее в 1341 году, и упоминая о разных чинах и титулах, жалованных при сем торжестве многим вельможам, между прочим примолвил "А патриарх же, поскольку чином повышен быть уже не мог, то облачением отличил себя, и для подписей употребил голубые чернила, а головное покрывало, котрое прежние патриархи, если они не из монашеского чина произведены были, нашивали полотняное белое, он украсил златом с изображениями на нем Спасителя, Богородицы и Иоанна Крестителя". Из сего ясно видно, что у греков белый клобук употребляли патриархи, не из монахов произведенные".
Отметив, что Иоанн 14й уже несколько лет был патриархом. Но в том самом 1341-м умер император Андроник, престол перешел к его 9-летнему наследнику Иоанну Палеологу. Ясно, что его взрослая регентствующая свита может награждать и декорировать себя как пожелает...
Этот труд семинаристов прочитал Карамзин - и пересказал в своей "Истории государства Российского" (Примечания к 4 тому, стб. 144; примечание 360)
Итак, вышитые золотом иконы на белом куколе патриарха идут от Иоанна Глики.
Но сам белый цвет его клобука, как показывает история попа Феодора Белого Клобучка, все же более ранний.
Как пишет Карташев, «свободомыслие "белого клобучка" как будто не выходило из границ фактически существующего и допускавшегося церковью. В Византии немонашеское меньшинство епископата иногда практиковало ношение белого клобука. Не по своей выдумке и наши новгородские епископы-немонахи начали носить белые клобуки, a древние русские иконописцы (по свидетельству их собратий XVI в.) стали писать и московских святителей XIV-XV в. (Петра, Алексия, Иону) в белых клобуках».
(не забудем и судьбу Феодора: в Царьграде он не добился поставления на Киев и в 1170 году его рукоположили просто в епископы ростовские. Через два года он рассорился с Андреем Боголюбским. И вот Лаврентиевская летопись сообщает под 6677 годом:
"В тоже лето чудо сотвори Бог: злого и пронырливого и гордого льстеца, ложного владыку Феодорца из Владимира изверже из земли ростовския… Много пострадаша человецы от него. Не токмо простецам, но и монахам игумнам и иереям безмилостив сый мучитель, человеком головы порезывая и бороды, иным же очи выжигая и язык урезая, а иных распиная по стене и муча немилостивне, хотя исхитити от всех имение. Посла же его князь Андрей (Боголюбский) к митрополиту в Киев, митрополит же Константин повеле ему язык урезати, яко злодею и еретику, и руку правую отъяти и очи ему выпяти». Ну, там были личные счетеы: собственно, и в Константинополь Феодор явиося, сообщая, что Константин II уже не митрополит, что он смещен и кафедра вакантна. Да, а попытка суда над греком Константином II русскими епископами была за то, что тот говорил, будто в большие праздники пост можно отменять...).
Возможно, ушлые греки когда-то продали новгородским паломникам белый клобук втридорога, сопроводив это сказкой про его особую избранность и благодатность и новгородские архиепископы с середины 14 века стали носить белый кукол.
Первый археологически подтвержденный случай – архиеп. Василий Калика; его куколь сохранился. На нем три уха, а не два.
И хотя эрудированные новгороодские семинаристы говорили, что клобук был пожалован Василию патриархом Филофеем в 1352 году, он непрвы: Филофей стал патриархом уже после смерти Василия. В более ранние времена новгородцы считали, что белый клобук Василию подарил Иоанн XIV в 1335 (Третья Новгородская летопись под 1335 годом).
То есть - всего лишь немного лет спустя после патриаршества Иоанна XIII Глики…
Может, быть патриарх просто послал ему ставший ненужным головной убор своего предшественника.
Может, так он отметил, что Василий до избрания в архиереи был приходским священником Новгородской Космодемьянской церкви. Константинопольский патриарх Иоанн XIV Калика, сам прежде женатый и носивший не-черную шапку, вполне мог подарить белую шапку тоже прежде женатому Василию Калике.
Новгородские летописи говорят, что и до Василия белые клобуки носил первый первый местный архиепископ Илия (1165-1186 годы) - он тоже был поставлен из белых священников.
А на рубеже 16-17 веков новгородцы сложили уже свою легенду о великом значении этой шапки («Повесть о белом клобуке»), где в героях уже и император Константин, и римский папа Сильвестр. Что дало повод Герберштейну говорить, будто белую шапку новгородцы заимствовали у католиков. Хотя лента, спускающаяся от затылка вдоль позвоночника, дает основания думать и так...
И вообще - "Белый клобук сначала переходит из Византии в Рим, а затем возвращается из Рима в Византию. если папы римские первоначально носят такого рода убор, стремясь уподобиться византийским императорам, то греческие патриархи впоследствии носят его, подражая папам римским" (Успенский Б. А. Царь и Патриарх. М., 1998, с. 433).
В недавние времена у нас из женатых священников происходили: грузинские патриархи Христофор Третий (1921) и Каллистрат (1925), первый епископ эстонец Герман Аав (1923). Они не принимали монашеского пострига перед епископским посвящением. Наш патриарх Алексий II свою разведенную жену все же не отправил в монастырь (см. https://diak-kuraev.livejournal.com/1705151.html). Говорят, что в брачном статусе патриаршествовали патриарх Пимен и еще парочка наших современников, включая Филарета.
***
Может, кому-то удастся прочитать вот эту статью?
Приговор о белом клобуке 9 февраля 1564 г.: немного иконографии
Никита Васильевич Белов
http://vallajournal.com/journal/index.php/valla/article/view/121
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →