диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

А где же Гедеоново покаяние?

Чем больше присматриваюсь, тем больше зеркалит ситуация 17 века с современной.

Апологеты Моспатриархии ехидно вопрошают - как мог Варфоломей простить Филарета, если тот именно прощения то и не просил, причем не только у Москвы, но и у него?!

Вопрос справедливый в обычном церковном обиходе. А в политике мы помним, как Эрдоган просил у Путина прощения за сбитый самолет в стиле "кому я должен, всем прощаю!". (См. https://diak-kuraev.livejournal.com/1252328.html?page=2). И был прощен и восстановлен в статусе друга.

Но главное: а где покаянное письмо митрополита Гедеона в Стамбул в 1685 году? Он был поставлен неканонично - на кафедру, еще принадлежащую Константинополю. Он был прощен "по снисхождению и икономии". Но без какого бы то ни было зафиксированного предыдущего покаяния.

Так точно так же и с Филаретом: он тоже киевский митрополит. Тоже учинил раскол. Тоже прощен Кпльским патриархом по икономии. И тоже без покаяния.

Но, может, за Гедеона прощение попросил московский патриарх? Нет. Он и в самом деле написал письмо в Стамбул. Но в нем он не скзал ни слова покаяния, а, напротив, скорее обвинял фанариотов - вы чё там позабыли, что давно уже Киев подарили нам?! И в подтверждение привел московский фейк о том, что якобы некий патриарх Парфений еще в 7100м году отдал Киев.

«бысть в лето 7 100 из Константинополя от святейшаго Парфения патриарха прислана грамота, дабы в Киев митрополита поставити патриарху московскому. И яко киевские митрополиты, отметнувшиеся московского всероссийского патриарша престола, ныне же зде мы на киевский престол возведохом» (Архив с. 110).

Во время существования московского патриаршества было четыре Парфения. При этом два из них - уже в промежуток между покорением Киева и письмом Иоакима. Это Парфений III (26 июля 1656 — 24 марта 1657) и Парфений IV Могилал Хумхум (1 мая 1657 — июнь 1659).

Ни от кого из них такая грамота не приходила. А была бы – так зачем было бы обсуждать статус Никоновского титула на соборе 1666 года? Как была бы возможна двойная анафема на Мефодия? И просьба Москвы ее отменить?

Да и указанная Иоакимом дата - 7100 год – очень странна. Получается 1592 год… Никакого Парфения тогда на стамбульском троне не было.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 36 comments