диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Categories:

Сахалинское эхо. Судьба комсомольцев на Великой Отечественной.

http://www.skr.su/?div=gubved&id=33779

Не вместо, а вместе
По мнению православного миссионера, реконструкция площади Победы в Южно-Сахалинске благоприятно скажется не только на внешнем облике города

Официально Андрей Кураев имеет сан протодьякона Русской православной церкви и учит будущих священнослужителей, поскольку является профессором Московской духовной академии. Но известен он не только среди студентов академии и верующих россиян, потому что ведет активную миссионерскую работу, много ездит по стране. Как правило, на встречах с населением беседы переходят чисто религиозные рамки. При общении затрагиваются непростые вопросы о роли и месте православия в современном обществе, о духовности и бездуховности и т.п.
А. Кураев известен еще и как вдохновитель введения в средних школах предмета об основах вероисповеданий и месте религии в обществе. Он принимал активное участие в подготовке учебного курса по основам религиозной культуры и светской этики – предмета, который со следующего года будет преподаваться во всех российских школах.
Недавно миссионер с очередным визитом побывал у нас в области. В этот раз он посетил Курилы, встречался с участниками форума «СелиСах», читал лекции для населения. А еще, как разработчик нового школьного курса, беседовал с островными педагогами: кто знает все тонкости нового предмета лучше, чем человек, стоящий у его истоков?
На прошлой неделе А. Кураев дал пресс-конферен-цию. Вопросы ему задавались самые разные, но большая их часть так или иначе касалась планов по реконструкции площади Победы в Южно-Сахалинске и неоднозначной реакции на замысел возвести там православный собор.
Как считает А. Кураев, Сахалин достоин более серьезного отношения к памяти воинов, а то, что стоит на площади Победы сегодня, по его выражению, «эконом-класс».
– Статуи сами по себе – в данном случае танк и две пушки на бетонном постаменте – наименее информативный из всех видов искусств. Статуя нас ничему не учит, – пояснил свою мысль православный миссионер. – Поэтому в любом случае реконструкция нужна. А если ставить задачи наполнения мемориала информационным содержанием, в том числе и научным, то, естественно, возникает вопрос – какие возможны варианты. Значит, рядом нужно и здание музея, где можно было бы получить сведения о войне, обсуждать их.
А.Кураев особо отметил: речь не идет о том, чтобы что-то уничтожить и заменить другим. Здесь работает другой принцип: не вместо, а вместе. И нельзя забывать, что в православном храме происходят события не только печальные, как, скажем, поминальная молитва, но и радостные – венчание, крещение. А это уже обращение к будущему, это связь поколений. Именно по таким соображениям подобный замысел (танк, пушки вместе с музеем и православным храмом) кажется А. Кураеву логичным.
Профессор Московской духовной академии также привел контраргументы некоторым высказываниям противников строительства храма. Дескать, во время войны большинство населения были атеисты, а значит, ставить храм в память о них нелогично.
– Атеисты в Советском Союзе были убиты в 1941–1942 годах, – объяснил свою точку зрения миссионер, – дело в том, что по переписи 1937–1938 годов большинство населения тогдашней страны ответило о своей религиозности позитивно. И среди этой части советских граждан преобладали люди, которые родились до наступления советской власти, за 20 лет коммунизма не отреклись от веры, но не смогли передать ее своим потомкам. В первые годы войны врагу противостояли люди, рожденные после установления советской власти или незадолго до этого, то есть в массе своей нерелигиозные. Они и погибли в начале Великой Отечественной, когда наши войска терпели поражение и отступали. После них уже на войну пришло то поколение, которое не было воспитано с комсомолом и не утратило своей религиозности. Если посмотреть военную хронику, то Берлин брали люди куда более зрелые, не юноши. И опять же – как говорили многие фронтовики, в окопах на войне атеистов не остается. За Победу молилась вся страна – и на фронте, и в тылу.
Поэтому, считает А. Кураев, говорить о том, что Победу одержали атеисты, было бы не совсем корректно.
По глубокому убеждению профессора Московской духовной академии, идею строительства храма поддержит как большинство фронтовиков, так и молодежь. А. Кураев уверен, что согласие по поводу мемориала обязательно будет достигнуто и еще больше сплотит общество. Ведь храм не заменит привычные уже символы Победы, он просто встанет с ними вместе и удачно дополнит общий замысел.

***

Журналист по привычке все примитивизировал.
Основные тезисы такие:
1. По переписи 37-38 годов большинство населения СССР сохранили религиозность.
2. Понятно, что молодежь, родившая в революционные годы и позднее,не могла противостоять школьно-комсомольской промывке мозгов.
3. Именно это и были призывные возраста 40-41 годов, составившие костяк Красной Армии в начале войны.
4. Именно эта кадровая армия была выбита в 41-42 годах.Мужчины 1920-1023 годов навсегда стали редкостью в нашей стране.
5. На смену им пришли более старшие возраста. То есть те кто успел получить зачатки образования и опыт жизни в царской России. Понятно что уровень их религиозности был выше, чем у тех, кто не имел иного опыта, чем жизнь в СССР. Плюс опыт боли, который даже по марксизму-ленинизму порождает религиозные представления.
Понятно, что в армии 45 были новые призывники. Но они были лишь ее частью. Не самой большой и не самой значимой (ибо неопытной). А в кадровой армии 41 года именно призывники были всем. Так что процент комсомольцев-атеистов все же резко снизился.
Вот и выходит, что о Красной Армии 45 года не стоит судить по комсомольцам-атеистам СА 70-х годов.

ЦИФРЫ:


80 % опрошенного населения ответили на вопрос о религии. Лишь 1 млн человек предпочли отмолчаться, ссылаясь на то, что "ответственны только перед Богом" или что "Богу известно, верующий я или нет". Значительную часть отказавшихся от ответа составляли раскольники-старообрядцы и сектанты.
По данным переписи, в СССР верующих среди лиц в возрасте 16 лет и старше оказалось больше, чем неверующих: 55,3 млн против 42,2 млн, или 56,7% против 43,3 % от всех выразивших свое отношение к религии.
Среди верующих было почти 34 % лиц 20-29-летнего возраста и более 44 % - 30-39-летнего возраста. Лиц пожилого возраста, старше 50 лет, было около 12 %. В последнем случае сказывается, безусловно, малочисленность пожилых в возрастной структуре населения. Однако и с учетом этого нельзя не признать, что мнение о том, что верующие - это люди исключительно пожилого возраста, не соответствовало действительности.
реди всех верующих грамотных мужчин в возрасте 16-49 лет было более 75 %, а женщин этого возраста - 88 %. Следовательно, среди верующих значительную часть составляли мужчины и женщины молодого и зрелого возраста, обученные грамоте.

(В.Б. Жиромская
доктор исторических наук, Институт российской истории РАН,
ведущий научный сотрудник
"Исторический вестник", №5 (1, 2000 г.)).



А про ограниченность скульптуры см. Флоренского http://philologos.narod.ru/florensky/fl_space.htm главы 23-24

***

Сказки про руководящую и направляющую роль РПЦ (или антиохийского патриархата) в Отечественной войне я не люблю. В сети легко найти мою статью "Война и сказки". Нет у меня и сведений о том, как именно религиозность людей проявлялась в боевой ситуации. Но я убежден: большинство тех, кто завершал войну в 45 были бы за то, чтобы их поминали в молитвах.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 294 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →