диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Фейк на службе у царей

В письмах московских царей и патриарха Иоакима в Стамбул 1685 года утверждается, что константинопольский патриарх Парфений уже ранее разрешил Москве поставлять митрополита в Киеве.

Патриарх Иоаким: "бысть в лето 7 100 из Константинополя от святейшаго Парфения патриарха прислана грамота, дабы в Киев митрополита поставити патриарху московскому. И яко киевские митрополиты, отметнувшиеся московского всероссийского патриарша престола, ныне же зде мы на киевский престол возведохом» .
(Архив Юго-Западной России. Часть 1. т. 5. с. 110 (вторая пагинация)).

В письме царей в Константинополь тоже упоминался Парфений, но на этот раз уже с 12-тью митрополитами: «В прежние недавно прошлые времена святейший Парфений, патриарх Константинопольский, писал и благословение свое подал с утверждением 12 митрополитов, той Киевской епархии духовным особам по их прошению чтоб в той епархии по его святителскому отпущению патриарх московский изволил на киевский престол посвятити митрополитом отца Инокентия Гизеля»
(Архив Юго-Западной России. Часть 1. т. 5. с.122).

У С. М. Соловьева есть слепое упоминание без цитаты - "Гетман при этом случае прислал копии с грамоты константинопольского патриарха Парфения, соизволявшего, чтоб московский патриарх посвятил в Киев митрополита".

Но самой грамоты нигде нет. Нет на нее и ссылок у современных московских апологетов.

А те сведения о ней, что приведены выше, не добавляют этим сведениям веры.

7100 год, упомянутый патриархом Иоакимом - это 1593 от Р.Хр. Ну да, это время утверждения патриаршества на Руси. Но никакого царьградского патриарха Парфения тогда не было и про Киев в документах 1589-1593 года и речи не было.

А помянутый царями Иннокентий Гизель - это украинский писатель середины 17 века (ск. в 1683 году). Он союзник московских царей, но противник московских патриархов (в смысле - противник подчинения Киева патриаршей московской власти).

Дореволюционная («лопухинская») Православная энциклопедия» писала о нем:

"Московские политики ценили расположение к Москве влиятельного и популярного Гизеля и оказывали ему особенное внимание. Цари щедро дарили Гизеля.
Но услужливость Москве Гизеля кончалась там, где начинались церковные интересы Малороссии.
В 1666 году при избрании Киевского митрополита Гизель решительно заявил московскому послу, что в случае назначения в Киев митрополитом великорусса, о чем просил в Москве герман Брюховецкий, он, собрав старцев, запрется в монастыре. В том же году 3 мая в Печерской лавре был обед, на котором присутствовал, между прочим, и московский посол. После обеда пошли в архимандричью келью и здесь, на предложение посла выпить за здоровье германа, духовенство крикнуло: «Он нам злодей, а не доброхот: бывши в Москве, он бил челом, чтобы в Киеве быть московскому митрополиту». В 1669 г. в письме к царю Гизель просил, чтобы «малорусских духовных людей воеводы не судили, в чепь и тюрьму не сажали». После смерти Киевского митрополита Сильвестра Коссова (1657 год) Гизель выставлялся кандидатом на его место, и не занял митрополии только потому, что желал сохранить расположение к себе малорусского духовенства и московского правительства, чего, при разности тогдашних интересов того и другого, трудно было бы ему достигнуть в сане митрополита.
https://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravoslavnaja-bogoslovskaja-entsiklopedija-ili-bogoslovskij-entsiklopedicheskij-slovar-tom-5-donskaja-eparhija-ifika/684

После смерти киевского митр. Сильвестра Косова в апреле 1657 г. представители киевского духовенства выдвинули Иннокентия кандидатом на митрополичью кафедру. Ко времени, когда весть об этом могла достичь Царьграда, патриархом там был Парфений 4.

Сторонники Иннокентия обещали царскому послу В. П. Кикину, что в случае избрания Иннокентия митрополия перейдет под власть Московского патриарха. Но кандидатура лояльного по отношению к России Гизеля не была поддержана гетманом Выговским. В начале 1658 года на митрополичью кафедру был избран Луцкий еп. Дионисий (Балабан-Тукальский), он же и был утвержден патриархом Парфением.

После смерти митр. Дионисия в 1663 г. киевское духовенство во главе с Иннокентием стремилось поставить на Киевскую кафедру Лазаря (Барановича). Предложение еп. Лазаря в качестве кандидата в митрополиты было направлено против назначенного Москвой местоблюстителя Киевской митрополии Мстиславского еп. Мефодия (Филимоновича). Однако митрополитом был избран Иосиф (Нелюбович-Тукальский). Позднее между Иннокентием и еп. Мефодием установилось сотрудничество, и они выступали в защиту автономии Киевской митрополии.

В 1669 г. Иннокентий писал царю Алексею Михайловичу о митр. Иосифе как о «благочестивом, православия презельном ревнителе» и уверял, что Гетманство не перейдет под власть Османской империи. В Москве, однако, располагали сведениями о протурецкой позиции митр. Иосифа, и видимо, поэтому защищавший митрополита Иннокентий не рассматривался русским правительством в качестве возможного кандидата на Киевскую кафедру.

В 1676 г., когда в Констинопополе узнали о смерти митр. Иосифа, патриарх Парфений IV отправил грамоту польскому королю с предложением возвести на Киевскую кафедру Иннокентия. Однако на сейме 1676 г. король Ян III Собеский передал управление митрополией Иосифу (Шумлянскому)".
http://www.pravenc.ru/text/389655.html

Сей Парфений раньше анафематствовал еп. Мефодия, назначенного Москвой на киевскую кафедру.

То есть очень мала вероятность того, что патриарх Парфений, противник передачи Киева Москве, рекомендует Москве самостоятельно рукоположить в митрополиты Гизеля, который тоже был против того, что Киев был ведении московских патриархов.

Если бы у москвичей была такая грамота патриарха Парфения - то зачем было бы нужно обсуждать статус "малороссийскую часть" Никоновского титула на соборе 1666 года? Как была бы возможна анафема на назначенного Москвой в Киев Мефодия? И просьба Москвы эту анафему отменить?

И почему в декабре 1684 года, когда московские цари обращаются к константинопольскому патриарху с первым письмом, испрашивая передачу Киева, они не ссылаются на Парфения? К патриарху был направлен для переговоров грек Захария Софир. Но несмотря на богатые подарки, он так и не смог добиться грамоты, которая признавала бы Московскую юрисдикцию над Киевом: Патриарх Парфений IV всячески увиливал от ответа и отговаривался тем, что не может подписать требуемую грамоту, опасаясь гнева османского визиря.
https://www.sedmitza.ru/text/415613.html

Если бы грамота была издана в 1657, когда Иннокентий Гизель еще мог считаться сторонником ухода под руку московского патриарха, то почему 6 марта 1668 г. Константинопольский патриарх Мефодий III дает митрополиту Иосифу титул «митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси, экзарх Константинопольского престола, епископ Белорусский и архимандрит лещинский»? Грамоту скрепили подписями 18 митрополитов.

(Известно также Послание Константинопольского Патриарха Парфения I к Киевскому митрополиту Петру Могиле с большими укоризнами последнему за то, что он не только пренебрегает каноническими постановлениями - ни разу не писал и, и по обычаю, не приветствовал Патриарха по его вступлению на кафедру, но дерзает еще подчинять своей непосредственной власти Львовское Ставропигиальное (исключительно в патриаршем ведении находящееся) братство, - и с приказанием митрополиту изменить образ своих действий, под угрозою кары (1642 год) http://www.sedmitza.ru/data/497/023/1235/269_281.pdf.).

И все же с опорой на этот фейк московский патриарх просил патриарха вселенского: «всячески твое святейшество возусердствуеше и еже Киевской митрополии бытии по прежнему под Российским престолом не отречеши».

Впрочем, в ком-то из властных москвичей заговорила совесть – и этот фейк, хоть и подписанный патриархом, отослан все же не был. А вот царская грамота с ним все же ушла.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 53 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →