диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Могилевская анафема

Две недели назад я получил письмо-крик души:

"это правда? если да-то почему не сняли анафему до сих пор, донесите опрос до ПАтриархии.
https://t.me/belamova/1014

Интересно, а Путин в курсе, что он сегодня посещает город, преданный русской православной церковью анафеме?

В 1661 году жители Могилёва вырезали целый московитский оккупационный гарнизон (6000 человек зарубили, убежали только пятеро). Город за этот поступок получил новый герб и получил такие же права от короля и великого князя Яна Казимира как и Вильнюс.

Самое интересное, что до сих пор анафему с Могилёва православная церковь не сняла, а по христианским законам это значит, что ни один житель Могилёва за 3 века не попал в рай".

***
Это половина правды:

В августе 1654-го года Московские войска подошли к стенам Могилева. Могилев не стал сопротивляться и 25-го августа открыл ворота города. Царским указом за Могилевом остались все привелеи и Магдебургское право, которым город пользовался в составе Литовского княжества.

Первоначально горожане даже помогли оставленному в городе московскому гарнизону в трёхмесячной обороне Могилева от подошедших войск Януша Радзивилла. Но как только московиты почувствовали, что Могилев остался за ними, отношение к захваченному городу изменилось. Он был лишен всех прежде дарованных привелеев и свобод. Через 6 лет терпение горожан иссякло. В ночь на 1-е февраля 1661-го года, по секретному указанию магистрата, жители Могилева, в чьих домах обитали московские стрельцы, выкрутили кремни из их ружей, и достали свое оружие из тайников. Горожане настолько ненавидели оккупантов, что во всём большом городе не нашлось ни единого предателя, который бы сообщил московитам о готовившемся восстании. Утром 1-го февраля магистрат и почетные граждане собрались в Ратуше, с собой они принесли оружие, которое спрятали под одеждой, и стали ждать сигнала к началу восстания. Московские солдаты, обычно толпами гуляя по рынку, в то утро, по своему обыкновению, начали отбирать пироги у торговавших ими женщин. На крики торговок из ратуши с большим мечом, которым обычно орудовал палач, выбежал бурмистр Язеп Леванович. Перекрестившись, с криком «Пора! Пора!» он бросился на московских солдат, а следом за ним последовали и все остальные горожане. Это и был сигнал к действию: тут же зазвонил вечевой ратушный колокол, и колокола колокольни Богоявленского братского монастыря, поднимая общегородскую тревогу. По всему городу жители нападали и били москвичей.

Спустя три часа семитысячный московский гарнизон был почти весь уничтожен.

В благодарность за освобождение города король подарил бурмистру Левановичу герб и новую фамилия Пора-Леванович. Приставка, разумеется, взялась от его клича «Пора! Пора!», который и послужил сигналом для восстания

(Записки Игумена Ореста // Археографический сборник документов, относящихся к истории Северозападной Руси. Том 2.Вильна, 1867, СС. XVII-XIX https://www.sedmitza.ru/data/2015/12/09/1237992796/ASZR_2.pdf).


Или: «Ян Казимир в награду за особенную верность королю и Речи Посполитой, оказанную монахами Буйницкого монастыря во время Московского нашествия, и за возвращение мирными средствами под королевскую власть некоторых жителей Белоруссии, перешедших на московскую сторону, в бытность свою в Могилеве в 1664 году освободил от взноса в 40 копеек грошей литовских, который этот монастырь платил за мельницу» .
В 1666 году к киевскому митрополиту Иосифу (Нелюбович-Тукальскому) обратились жители Могилёва с просьбой об освобождении их от «неслушнаго в Москве публикованого проклятья» .
(Археографический сборник документов, относящихся к истории Северозападной Руси. Том 2.Вильна, 1867. Стр 13. (Третья пагинация) https://www.sedmitza.ru/data/2015/12/09/1237992796/ASZR_2.pdf).


Вряд ли Могилев был проклят именно московскими церковными властями. Скорее всего, это сделал только что, весной 1661 года, назначенный Москвой «местоблюститель Киевской митрополии» Мефодий.
(См. Флоря Б. Н. Митр. Иосиф (Тукальский) и судьбы православия в Вост. Европе в XVII в. // Вестник Церковной истории. 2009. № 1/2(13/14). с.130).


Во всяком случае киевский митр. Иосиф (Тукальский) (уже утвержденный в этом сане польским королем и гетманом, но пока еще не константинопольским патриархом) 14 февраля 1666 года дает могилевцам «отпускную грамоту с такой формулировкой: мол, «получил лист о заклятии от неналежного архиерея и просящих с того в Москве публикованого проклятия, разрешения и пастырскаго благословения…. Властию Пресвятого Духа, мне данного, от всех архиереов неналежитых, наипаче Московских, в епархию мою досить неслушне вдыраючыхся , обывателей могилевских разрешаю и яко от святейшого трону Константинопольского освященный пастырь тыи проклятия московскии на за что важныи. Устав не точию проклинати, но и благословити всякому архиерею от оного архиерея епархии возбраняет»
(Археографический сборник документов, относящихся к истории Северозападной Руси. Том 2.Вильна, 1867. сс. 79-80).

Так что "московская" анафема, наложенная на белорусов, была снята украинцем. Можно сказать иначе: вот прецедент анафемы от московской патриархии, снятой патриархией вселенской. Кстати, и основание для анфем ровно то же, что и с Филаретом: нарушение клятвы.

что было дальше в жизни могилевской епархии
см. https://diak-kuraev.livejournal.com/2193684.html
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 277 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →