«Церковное постановление, — говорится в послании, — которым братская Русская Церковь была провозглашена независимой, а позднее возвышена в Патриаршее достоинство, ясно ограничивало пределы власти и полномочий ее Предстоятелей, сначала Митрополитов, позже Патриархов и Святейшего Правительствующего Синода. Этими границами являлись государственные границы Российской империи, за пределами которых, разумеется, прекращается каноническая власть независимой Русской церковной власти.
Охрана же и попечение обо всех без исключения общинах, которые находятся за пределами отдельных автокефальных Церквей, в соответствии с 28-м правилом IV Вселенского Собора, вверены Вселенскому Патриаршему Престолу в Константинополе; с другой стороны, 8-е правило III Вселенского Собора и другие соответствующие канонические постановления однозначно запрещают распространять власть и полномочия какого-либо епископа на территорию других Церквей. [...]
Ваше письмо дает нам повод более подробно коснуться вопроса полномочий и служения Вашей Святости, поскольку Ваша Святость считается и подписывается митрополитом русских православных церквей в Западной Европе. Несомненно, труды, которые несет Ваша Святость, окормляя рассеянных большевистской бурей за пределами России чад Церкви, утешая их и утверждая их веру, являются богоугодными и достойными нашего благословения. Но и в этих чрезвычайных условиях исполнения пастырских обязанностей, в которых выше всякого закона стоит спасение души, нельзя забывать и об общей пользе всей Святой Церкви, которая состоит в сохранении ненарушенными границ, установленных Отцами.
Отцы же постановили, что ни один епископ и ни один Синод епископов ничего не может делать за пределами границ своей правомочности. Но так как известно, что округ правомочности каждой отдельной автокефальной Церкви территориально определен, то понятно, что Ваша епископская власть, поскольку она распространена за границей, не устоит, будучи исследована в соответствии со святыми канонами.
Поскольку территория Европы, находящаяся за пределами автокефальных Церквей, границы которых были установлены при их создании, состоит в подчинении Константинопольского Патриаршего Престола в соответствии с 28-м правилом IV Собора, поэтому была создана св. митрополия Фиатирская и Экзархат Западной и Средней Европы с центром в Лондоне, и ныне в ней поставлен канонический архиерей — преосвященный митрополит Фиатирский Герман.
Поэтому необходимо вполне определенно признать, сколь важна каноническая необходимость и как велика польза во всех отношениях вообще и в частности, чтобы все отдельные национальные общины в Европе согласовали с этим свое собственное церковное руководство и безопасно и беспрепятственно исполняли свои обязанности в канонической гармонии с высшей центральной церковной властью».
Бурега В. Взаимоотношения митрополита Евлогия (Георгиевского) с Константинопольским Патриархатом в первой половине 1920-х годов // Церковно-исторический вестник. М., 2006, №12-13, сс. 70-71.
Мелетий, в общем, фантазмирует.
"Проблема канонического статуса православной диаспоры обсуждалась еще с середины XIX века. В 1850 году после признания Константинопольским Патриархатом автокефалии Элладской Церкви между этими двумя греческими Церквами начался спор за право окормления многочисленной греческой диаспоры, рассеянной в Америке, Египте, Франции, Швейцарии и других странах. Причем уже тогда, отстаивая свои права, Константинопольский Патриархат ссылался на 28-е правило IV Вселенского Собора. Под упомянутыми в этом правиле «варварскими землями» иерархи Константинопольской Церкви понимали все территории земного шара, на которых нет Поместных Православных Церквей. 2 марта 1908 года между Константинопольским Патриархатом и правительством Греческого королевства был заключен договор, в соответствии с которым духовное окормление греческой диаспоры Патриархат уступал Афинскому Синоду. Под канонической властью Константинополя оставалась лишь греческая колония в Венеции.
(См.: Троицки С. Црквена jурисдикциjа над православном диаспором. Сремски Карловци, 1932. С. 3-4).
8 февраля 1921 года на Патриарший престол в Константинополе взошел Мелетий IV (Метаксакис). Видимо, он был первым, кто, ссылаясь на все то же 28-е правило Халкидонского Собора, высказал претензии на каноническое подчинение Константинополю не только греческой, но и вообще всей православной диаспоры. Более того, патриарх Мелетий предпринял конкретные шаги к реализации этих претензий. 14(1) марта 1922 года без согласования с Элладской Церковью он издал акт о подчинении Константинополю греческой диаспоры в Америке, а 30(17) мая того же года был опубликован томос об открытии архиепископии Северной и Южной Америки с центром в Нью-Йорке. 5 апреля 1922 года была открыта Фиатирская митрополия с центром в Лондоне. Фиатирский митрополит получил титул экзарха Константинопольского Патриархата в Западной и Центральной Европе. По мысли патриарха Мелетия этому экзарху должно было подчиниться все православное население указанного региона независимо от национальности.
Церковно-исторический вестник. М., 2006, №12-13, сс. 68-69.
Когда Российская Империя в 18-19 веках открывала храмы (не только посольские) по всей Западной и Северной Европе -
Фанар не возражал.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →