диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Бывает, скажут о чем-то: смотри, это новость! А уже было оно в веках, что прошли до нас.

14 марта 1936 года Заместитель Местоблюстителя митр. Сергий обратился с ультимативным посланием к Сербскому Патриарху Варнаве, которого перед тем просил быть посредником в своих отношениях с «карловчанами".

«Мы и повторяем через это письмо нашу общую просьбу, употребите свой авторитет и свою любовь к Русской церкви на то, чтобы убедить наших беженцев ликвидировать свою самочинную организацию и, примирившись таким образом с Материю-Церковью, в дальнейшем устроить жизнь свою согласно канонам и своему желанию <.„>. Если же Ваше Святейшество, настоящее мое обращение и просьбу оставите без внимания, продолжая демонстрировать свое молитвенное и всякое общение с раскольниками, то это будет значить, что молитвенное и евхаристическое общение между нами прервано, о чем мы вынуждены будем объявить официально, чтобы на ближайшем нашем соборе особым соборным актом засвидетельствовать о новом раздирании хитона Христова, возложив всю ответственность на виновников сего и во главе их на Ваше Святейшество».

Митрополиту Литовскому Елевферию свою жесткую позицию по отношению к Предстоятелю Сербской Церкви митрополит Сергий объяснил так: «Патриарх Варнава систематически и «всенародно" (выражение канона) поддерживает Карловацкнй раскол и вступает в общение не с отдельными его представителями, а со всем раскольническим обществом. В последнее же время Патриарх Варнава задался целью содействовать окончательному устройству раскольничьего общества в виде самостоятельной Церкви. А это уже отнимает почти всякую надежду на обращение раскольников».

Со своим ультиматумом к Сербскому Патриарху Московский митрополит обращался в условиях, когда отношения с другими Поместными Церквями, и прежде всего Вселенской Патриархией, фактически уже были прерваны. В том же письме митрополиту Елевферию он писал: «Что же касается Патриарха Константинопольского, то после всех неправд, учиненных и учиняемых им в отношении Русской Церкви, после открытого братанья с обновленцами и другими нашими раскольниками, говорить о разрыве или сохранении общения с Константинополем по меньшей мере поздно».

Митрополит Сергий понимал, конечно, что его угроза разрыва евхаристического общения с Сербской Церковью - это путь к полной самоизоляции Московской Патриархии. При этом он пытался уверять Патриарха Варнаву, что встает на этот путь добровольно: «Что же касается моей якобы несвободы в принимаемых мною мерах: то прошу Вас судить по самим себе. При всех компромиссах, к каким нас приводит жизнь, несомненно для Вашего Святейшества существуют действия, к которым никто и ничто Вас не принудит; так совесть Ваша не позволяет Вам их совершить. Допустите и для меня то же самое хотя в некоторой степени. А раз остается возможность предполагать, что я известную меру провожу только потому, что считаю ее для себя канонически обязательной ; раз при этом бесспорно мое каноническое положение, как представителя законного священноначалия нашей церкви; можно ли тогда с таким легким сердцем закрывать глаза и уши на мои должностные решения и действия, даже не пытаясь хорошенько проверить бродячие слухи о моей якобы несвободе».

Диакон Александр Мазырин. К истории высшего управления Русской Православной Церкви в 1935–1937 гг. // XVI ежегодная богословская конференция 2005 г.
http://pstgu.ru/download/1269284749.mazyrin.pdf

Сербский митрополит Феодосий Мраович, занявщий кафедру по воле короля, с нарушением церковного права, и не прищнанный до сих пор русскими синодом, был признан, однако, в качестве законного митрополита со стороны константинопольского патриарха

Суворов Н. С. Курс церковного права. Т.1. Ярославль, 1889, с. 123.



В 1882 году контроль над церковью был ужесточен - теперь митрополита избирал не собор, а специальный орган, включавший Архиерейский собор и представителей гражданских властей (министра просвещения и религиозных дел, председателей Государственного совета и кассационного суда, а также пять членов Скупщины)[8]. После избрания митрополит должен был быть утвержден в сане королём[8]. Архиереи стали получать государственное жалованье в 10 тыс. динаров в год[8]. 20 марта 1883 года, несмотря на протесты ряда сербских епископов, были проведены выборы (без участия архиереев) митрополита, которым стал архимандрит Феодосий (Мраович) (1883—1889); хиротония которого, с разрешения императора Франца-Иосифа была совершена Патриархом Карловицким Германом (Анджеличем) (1882—1888). Недовольные архиереи были сняты с должностей, а их епархии в 1886 году упразднены королём. С изменением политической ситуации (отречение короля Милана от престола) в стране митрополит Феодосий в 1889 году ушёл на покой, а митрополит Михаил — возвращён.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 247 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →