диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Category:

Раскол. Справа.

Есть книга, без которой вряд ли можно судить о никоновских реформах.
В Томске в изд-ве Томского университета в 2007 году  вышел труд - "Исправление богослужебных книг при патриархе Никоне (1654-1666 гг.): Требник и Часослов. Сборник документов".

Это текст в две колонки: слева - дониконовская редакция  тех или иных молитв, справа - Никоновская редакция. Измененные места подчеркнуты. 200 страниц.

Составитель - Н. И. Сазонова. В 2008 году в том же изд-ве вышла ее монография с анализом текстовых изменений - Сазонова Н. И. У истоков раскола русской церкви в XVII веке: исправление богослужебных книг при патриархе Никоне на материалах Требника и Часослова".


Тираж обеих книг по 500  экз.

Небольшая презентация материала - в статье Натальи Ивановны в ж. "Отечественная история" (2008. №4) (есть в сети).


При сравнении видно, что что-то стало лучше, а что-то хуже. Где-то замена равнозначна (но тогда и не очень нужна).

Меня удивила перемена в молитве на погребение священника.

... понеже духовным достоянием над человеки украсил еси его, со ангелы  Твое Царствие прияти сподоби его.

... понеже в человецех духовным достоинством сего украсил еси, и во ангельскую славу неосужденна того приими.

Вроде бы никоновской идее превосходства священства над царством соответствует первая формула - "над человеки". Но на самом деле именно ее он и исправил.

Но, с другой стороны, колоссальная перемена в чине исповеди, обращении священника к кающемуся:

Было: «Да аще чадо хощеши избыти содеянных тобою злых и прощения прияти всех твоих грехов, то

не устыдися лица моего, ни усумняся, но вся ми исповеждь и не утай ничтоже, вся бо Господь Бог весть…

Аз же ти чадо буду послух и поручник твоему спасению. И паки глаголет священник тихо: се, чадо, пред-

стоят ангели Божии, невидимо заглажающе грехи твоя, яже исповеси… Но что суть грехи твои, чадо, не ос-

рамляйся мене, исповеждь без стыдения, аз бо таков же человек и грешнее паче всех человек» .


В новой редакции священник перестает быть таким-же-грешным-человеком: «Се, чадо, Хри-

стос невидимо предстоит, приемля исповедание твое. Не усрамися, ниже убойся и да не скрыеши что от ме-

не, но не обинуяся рцы вся, елика соделал еси, да приимеши оставление от Господа нашего Иисуса Христа.

Се и икона Его пред нами, аз же точию свидетель есмь… Аще ли что скрыеши от мене, сугуб грех има-

ши. Внемли убо, понеже пришел еси во врачебницу, да не неисцелен отыдеши»


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 57 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →