диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Россия под Константинополем

Мелетий Смотрицкий «Плач Восточной Церкви» (1610)
Сочинение адресовано «тебе, славный Российский народ, который меня, Матерь свою, ещё не покинул».

Брестская уния обречена, так как «какой же в том деле успех мог быть без головы церкви нашей русской, без патриарха Константино¬польского, пастыря нашего высшего, который тела церкви нашей Русской голова».

Захария Копыстенский, в «Палинодии»: «Россия не была и не ест епархиею папежа и костела Римского, але патриархи Константинополского». Он называет Русь «патриаршим имением».
«Россия от Бога, от синоду вселенского, от царев, князей и кролей за властную диецезию и епархию ест подана Константинополской столици и патриарсе вселенскому».

«зачим юж тут першее право и Бозское. и апостолское, абы Россия подлегала церкви Константинополской и патриархом в ней будучим»

«Володимер и народ его от Греков крестился, и веру и пастыри принял, и цари Грецкии з оным ся сповиновали, варовали межи собою взаспол и заховали, иж Россове з своими епископы завше ся отзывали до Константинополя, и ми грополитове Грекове были посланы, а иногды з Роского народу от патриархов свячене брали»

Обосновывая «канонное» право, то есть «право соборов вселен¬ских» Константинополя на «Россию», Копыстенский ссылается на 28 канон Халкидонского собора, в котором в сферу влияния Константинополя отводится, помимо прочего, «Барбария».

А униат Лев Кревза считал иначе: в истории Киевской митрополии он насчитал 13 митрополитов-схизматиков, которые не подчинялись Константинополю. И делает вывод: раз обычай нарушался так часто, то и не был обычаем.

См. О. Б. Неменский (ИСл РАН, Москва). Русь и Константинополь в западнорусской полемической литературе после Брестской церковной унии // Славяне и их соседи. XXIV конференция, Москва, 2008.
https://inslav.ru/publication/cerkov-v-obshchestvennoy-zhizni-slavyanskih-narodov-v-epohu-srednevekovya-i-rannego

***
Отмечаем:
- отрыв Руси-Украины от Кпля - это тактика униатов. Посему туп модный ныне аргумент, что игра Фанара идет на пользу Вватикана.

- "Россия" как самообозначние вполне в ходу у украинских книжников 17 века

- связью с Кплем они искренне дорожили и по свойе воле ее не порвали бы.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 59 comments