(Отлучительная грамота русским князьям // Русская Историческая Библиотека (РИБ). Спб., 1880, т.6. Приложение стб. 118)
Смоленскому князю Святославу патриарх еще и отдельно угрожает: «Знай же, что отлучение совершенно удаляет человека от святой церкви Божией, и умершее тело его остается неразрушимым в обличение его злого деяния» (стб.1214).
Однако «стоит лишь сделать оговорку, что договорные отношения русских князей между собой никогда не были направлены против «чуждых православной вере», а нарушения договоров никогда больше не являлись основанием для отлучения князей от церкви. Тем не менее, доверившись словам Алексия, Филофей подтвердил правильность их отлучения, а прощение их грехов поставил в зависимость от его воли» (Беспалов Р. А. О Письме Ольгерда патриарху Филофею // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2015. № 2 (60). С. 54).
Литовский князь Ольгерд и в самом деле был язычником (при этом покровительствовал православным). В 1355 году Константинопольская патриархия устроила настоящие торги вокруг проблемы русской митрополии (вопрос был в том, где ее ставить - в Вильне или Москве). Ольгерд, посмотрев на это, отказался креститься. Он сказал, что лучше покланяться солнцу, чем демону сребролюбия, которым, как я слышал, в настоящее время одержимы патриархи ромеев.
(Никифор Григора. Византийская история, 36,41)
То есть: конфликт Москвы и Литвы был чисто княжеско-политический.
Но в интересах обслуживаемого им московского князя св. митрополит Алексий придал ему религиозно-крестоносный характер.
В сознании святого же патриарха Филофея это было вполне допустимо и хорошо – вести войну мечом против «врагов Креста».
Вот и ищи после этого нравственные отличия православия от католичества – мол, в истории православия никогда не было крестовых походов…
Отметим и выраженное патриархом народное поверие в неразложимость тела именно грешника. Модная ныне тема в связи с мумией Ленина.