диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Анафемы, политика и крестовые походы москвичей

В 1370 году Царьградский патриарх Филофей Коккин отлучил князей, нарушивших военный союз с Москвой: «Князья русские все согласились, чтобы всем вместе идти войною против чуждых нашей вере врагов Креста, скверно и безбожно поклоняющихся огню… Они же соединились с нечестивым Ольгердом, то князья эти как нарушители заповедей Божьих и своих клятв отлучены от церкви митрополитом Киевским и всея Руси. Мерность наша со своей стороны имеет этих князей отлученными и объявляет, что они только тогда получат от нас прощение, когда ополчившись вместе с великим князем на врагов креста, затем придут и припадут к своему митрополиту…» .

(Отлучительная грамота русским князьям // Русская Историческая Библиотека (РИБ). Спб., 1880, т.6. Приложение стб. 118)

Смоленскому князю Святославу патриарх еще и отдельно угрожает: «Знай же, что отлучение совершенно удаляет человека от святой церкви Божией, и умершее тело его остается неразрушимым в обличение его злого деяния» (стб.1214).

Однако «стоит лишь сделать оговорку, что договорные отношения русских князей между собой никогда не были направлены против «чуждых православной вере», а нарушения договоров никогда больше не являлись основанием для отлучения князей от церкви. Тем не менее, доверившись словам Алексия, Филофей подтвердил правильность их отлучения, а прощение их грехов поставил в зависимость от его воли» (Беспалов Р. А. О Письме Ольгерда патриарху Филофею // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2015. № 2 (60). С. 54).

Литовский князь Ольгерд и в самом деле был язычником (при этом покровительствовал православным). В 1355 году Константинопольская патриархия устроила настоящие торги вокруг проблемы русской митрополии (вопрос был в том, где ее ставить - в Вильне или Москве). Ольгерд, посмотрев на это, отказался креститься. Он сказал, что лучше покланяться солнцу, чем демону сребролюбия, которым, как я слышал, в настоящее время одержимы патриархи ромеев.
(Никифор Григора. Византийская история, 36,41)

То есть: конфликт Москвы и Литвы был чисто княжеско-политический.
Но в интересах обслуживаемого им московского князя св. митрополит Алексий придал ему религиозно-крестоносный характер.
В сознании святого же патриарха Филофея это было вполне допустимо и хорошо – вести войну мечом против «врагов Креста».

Вот и ищи после этого нравственные отличия православия от католичества – мол, в истории православия никогда не было крестовых походов…

Отметим и выраженное патриархом народное поверие в неразложимость тела именно грешника. Модная ныне тема в связи с мумией Ленина.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments