диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Categories:

Московский автокефальный раскол: туда и обратно. ч.5

Московская пропаганда теперь в уста православного царьградского патриарха влагает слова летального диагноза: «наше ся уже православие изрушило». Если такие слова и были сказаны Симеоном, то речь шла о крушении внешнего величия и благополучия, а не о крушении веры. Но москвичи в эти слова вложили нужный им смысл.
Сообщил об этих словах Симеона некий Остап Бендер 15 века («брат иерусалимского патриарха», что выпросил у нас хиротонию и богатую милостыню на Иерусалим, но до дома так и не доехал, осев в Стамбуле). Сей Иосиф знал, что хотят от него услышать в Москве…
Так был разрыв или нет?
В 1467 году – несомненно уже был. Но и ранее вселенские патриархи явно не признавали московские новшества.
Если бы Константинополь благословил назначение Ионы на киевско-московский престол, то не было бы нужды в 1461-м ставить Феодосия завещанием митрополита Ионы. Это – прямое нарушение церковных канонов.
76-е апостольское правило: «Не подобает епископу, из угождения своему брату, сыну или иному сроднику поставлять в достоинство епископа, кого он хочет. Ибо не есть праведно творить наследников епископства и Божию собственность давать в дар человеческому пристрастию, ибо не следует Церковь Божию поставлять под власть наследников. Если же кто сие сотворит: его рукоположение да будет недействительным, а он да будет наказан отлучением».
23-е правило Антиохийского собора: «Епископу не позволяется, вместо себя, поставляти другаго, в преемника себе, хотя бы он был и при конце жизни; аще же что таковое соделано будет: то поставление да будет недействительно. Но да соблюдается постановление церковное, определяющее, что епископа должно поставляти не инако, разве с собором и по суду епископов, имеющих власть произвести достойнаго, по кончине преставльшагося».
Но если бы ссора ограничилась только бумагами!
Увы, началась настоящая война за право хиротонии .

Паки увы -не первая из атковых войн.
Ранее, в 1415 году, московская сторона организовала поход можайских войск на Мценск (в пределы Чернигово-Брянской епископии), и 7 июня 1415 г. жители города были приведены к покорности митрополиту Фотию. «Во граде Мценске мнози неверующи во Христа Бога нашего. Тогда послани быша отъ князей великих вои, со многим воинством, и от митрополита Фотия пресвитер. Живущие мецняне устрашишася, и ратоваша на них, и одержими бяху 5 слепотою» (Сказание о крещении мценян в 1415 году). Не стану оценивать достоверность рассказа о чудесах. Но обвинение жителей Мценска в язычестве – явная пропагандистская ложь. Мценск входил в состав Черниговской епархии (с центром в Брянске) и Литовского княжества. В 1415 году собор епископов Западной Руси «автокефально», без согласия патриарха и московско-киевского митрополита избирает своего Киевского митрополита – Григория Цамблака. Его и поддержал Брянский епископ. «Таким образом, поход московских и можайских войск на Мценск в 1415 г., описанный в Сказании о крещении мценян, стоит в ряду важных событий, отражающих борьбу высших церковных иерархов за влияние на территории Брянской епархии. Расколы митрополии, равно как и осложнения отношений между великими князьями московскими и великими князьями литовскими, непременно вели к опасности выхода региона из подчинения митрополитам Киевским и всея Руси. Как следствие, такая ситуация не раз влекла за собой стремление митрополитов восстановить утраченное влияние хотя бы на части Брянской епархии – в Верхнем Поочье. Осуществлялось это разными способами. В случае необходимости для подчинения феодалов Брянской епархии митрополитами использовались крайние меры: возможность отлучения их от церкви и возможность привлечения военных ресурсов для организации походов в пограничные области епархии» (Беспалов Р. А. Опыт исследования «Сказания о крещении мценян в 1415 году» в контексте церковной и политической истории Верхнего Поочья // Вопросы истории, культуры и природы Верхнего Поочья: Материалы XIII Всероссийской научной конференции. Калуга, 7-9 апреля 2009 г. – Калуга, 2009, с. 34).

1470 год. Новгородцы (жребием) избирают себе нового митрополита вместо умершего.
Таковым стал св. Феофил.
За хиротонией и утверждением избранный протодиакон должен ехать к митрополиту Киевскому и всея Руси. Беда в том, что таковых в округе было аж два.
В далекой Москве - митр. Филипп Первый.
Рядом, в "Литве" (Новогрудке) - митр. Григорий Болгарин.
С 1466 года он уже не в унии, а в православии, и в 1467 году переназначен на Киевскую кафедру св. Дионисием, патриархом Константинопольским.
Более того, патриарх низложил автокефально-московского митрополита Иону.
Вскоре после избрания Феофила в Новгороде начинается майдан. Восстание Марфы Посадницы. Точнее, это не было восстанием. Никаких местных властей Марфа и ее сторонники не свергали. Просто она выразила мнение боярской республиканской верхушки.
Но, как и в 21 веке, «в глазах московских телеведущих книжников только монархические порядки были естественными и законными, тогда как вечевая демократия представлялась дьявольской прелестью. Решение Новгорода отстаивать свою независимость любой ценой они постарались изобразить как заговор бояр Борецких, нанявших „шильников“ и привлекших на свою сторону чернь. Само вече, под пером московского писателя, превратилось в беззаконное скопище „злых смердов“ и „безыменитых мужиков“» ).
Вече понудило Феофила просить хиротонии у Григория "в Литве" (послы ехали «от нареченаго на владычьство Феофила и от посадника степенного» ).
Они просили польского короля - «архиепископа вели нам поставити свому митрополиту Григорью» .
Это было не внове для Новгорода.
В 1433-1434 годах (то есть еще до унии) смоленский епископ Герасим был поставлен патриархом на митрополию «всея Руси» (а не только Литвы). И именно к нему в 1434 г. ездил ставиться на архиепископство новгородский владыка св. Евфимий Второй. Впрочем, в Москве тогда митрополита не было .
Герасим («родом москвитин, Титов сын, Болванов внук») был сожжен в Витебске в июле 1435 года по приказу литовского князя Свидригайло. В белорусско-литовских летописях поражение Свидригайло от Сигизмунда в решающей битве под Вилькомиром (совр. Укмярге, Литва) в 1435 г. было расценено как Божия кара за это деяние: «И за то Бог не пособи Швитригаилу, что сожьже митрополита Герасима, и поможе Бог князю великому Жидимонту» .
На смену сожженному Герасиму и был назначен знаменитый Исидор...
Ну, а в 1471-м "Кроткие убеждения верховного пастыря русской Церкви (митр. Филиппа Первого в Москве) не помогли; решено было прибегнуть к более сильному для непокорных средству - оружию" .
В битве на Шелони в июле 1471 г. новгородцы уже было побили москвичей, но тут на помощь подоспели татары. Причиной поражения стало то, отборный отряд конницы - архиепископский полк - имел возможность вступить в дело и отогнать татар. Но он не двинулся с места (сии кавалеры говорили, что владыка велел им воевать только против псковичей, но не москвичей).
15 декабря 1472 года в Москве Феофил был посвящен в архиепископы Новгородские...
Интересно, что московские летописи, описывая эти события, упорно продолжали звать Григория униатом, и, соответственно, попытку принять от него хиротонию - уходом в латинскую ересь . Особенно умиляет акцент придворного летописца на многочисленных слезах князя, проливаемых по новгородцам...
"И тако двинувся Князь Великий на Великий Новгород за изменных людей гордость и непокорство и за их отступление к латынству" (с. 9) "Уговев Петрова говейна две недели, поиде на новых отметников веры крестьяниския и взем благословение у Филиппа митрополита" (с. 192).
И это при том, что в проекте договора новгородцев с королем Казимиром права православных были четко оговорены:
«Честный Король Польский и Князь Великий Литовский заключил дружественный союз с нареченным Владыкою Феофилом, с Посадниками, Тысячскими Новогородскими, с Боярами, людьми Житыми, купцами и со всем Великим Новымгородом; ... Ведать тебе, честному Королю, Великий Новгород по сей крестной грамоте и держать на Городище своего Наместника Греческой Веры. Наместнику судить с Посадником на дворе Архиепископском; но в суд Тысячского, Владыки и монастырей ему не вступаться... Ты, честный Король, не должен касаться нашей православной Веры: где захотим, там и посвятим нашего Владыку (в Москве или в Киеве); а Римских церквей не ставить нигде в земле Новогородской» .
Пропаганда - она во все века пропаганда... И кто потом залил Новгород кровью - "крестоносцы" или москвичи? Но если бы этого не сделали москвичи, то это сделали бы солдаты НАТО!

По смерти Григория Болгарина в начале 1476 г. из Константинополя в Литву пришел новый законно поставленный православный митрополит Спиридон. Он стал исповедником православия, ибо насаждавший унию король Казимир бросил его в тюрьму.
И что Москва?
В «утвержденной» грамоте епископа Вассиана (Стригина-Оболенского), получившего Тверскую кафедру в 1477 году, специально сообщается о Спиридоне: «А к митрополиту Спиридону, нарицаемому Сатане, взыскавшаго во Цариграде поставлениа, во области безбожных турков, от поганаго царя, или кто будет иный митрополит поставлен от латыни или от Турскаго области, не приступити мне к нему, ни приобщениа, ни соединенна ми с ним не имети никакова» РИБ. т. 6. стб. 683–684.

Спиридону удалось освободиться из литовского пленения и перебраться на Русь. До поездки в Царьград он был монахом в Твери. Тверским князем он и был послан за хиротонией к патриарху. Что еще раз свидетельствует о том, что и в Московской митрополии идея автокефалии отнюдь не встречала единодушного одобрения. Впрочем, Тверь покорена Московским князем лишь в 1485-м.

Но и в Твери Спиридон оказался в долгом пожизненном заточении в Ферапонтовом монастыре. Там он и скончался в схиме, в 1505 году, будучи 91-го года от роду… О вкладе митр. Спиридона в русскую литературу см. Алексеев А. И. «Спиридон рекомый, Савва глаголемый» http://www.drevnyaya.ru/vyp/2010_3/part_1.pdf


Тут уже вместо обвинения в ереси (латинстве) поводом к разрыву общения служит чистая политика – «турская область». И это при том, что латинства в Царьграде уже давно не было. А турки лишь расширили права патриархов, совершенно не вмешиваясь в течение церковной жизни: в отличие от арабов, османы сохраняли церковные структуры покоренных народов и даже передали им часть государственных функций (сбор налогов; бракоразводные дела, суды по мирским делам между христианами).
Так что наличие стамбульского начальника ничем не стесняло бы московских епископов. Но оно могло помешать московскому князю использовать своих епископов в качестве комиссаров, оправдывающих его амбиции и войны. И, что не менее важно проводить нужную князю политику через отпущение или неотпущение нужных грехов нужным людям.
Вот письмо из Литвы в Царьград о не-иконном лике св. Алексия Московского: «От царя литовского Ольгерда к патриарху поклон. По твоему благословению митрополит и доныне благословляет их на пpoлитие крови. И при отцах наших не бывало таких митрополитов, каков сей митрополит! — благословляет Московитян на пролитие крови, и ни к нам не приходит, ни в Киев не приезжает. И кто пoцелует крест ко мне и убежит к ним, митрополит снимает с негo крестное целование. Бывает ли такое дело на свете, чтобы снимать крестное целованиe? Митрополиту следовало благословить Московитян, чтобы помогали нам потому что мы за ни воюем с немцами. Мы зовем митрополита к себе, но он не идет к нам. Дай нам другого митрополита в Киев, Смоленск, Тверь, Малую русь, Новосил, Нижний Новгород» .
Как видим, главная политическая нужда в карманном митрополите – это освобождение от клятв. Оно нужно как перебежчикам (которые ранее принесли присягу другим сюзеренам) так и самим столичным владетелям, которые сначала обещали безопасность кому-то из чужих вассалов, а потом, получив их в свои руки, – передумали.
Ровно и только для такой утилизации нынешняя автокефалия нужна и Киеву. Но не нам его упрекать. Речь идет о не-инциденте, о константе, позорной константе исторического православия. О храмах и проповедях цвета хаки.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment