
Дух конференции был очень знакомый, московский. Докладчики в рясах и без них говорили о том, что именно церковь создала великую державу, что если бы власти и политики всегда слушались своих мудрых архипастырей, что Польша и сегодня была бы великой… Я убедился, что московский мессианизм есть лишь поздняя реплика мессианизма польского.
Поэтому я не смог удержаться, и в своем выступлении сказал, что именно потому, что короли и паны слишком слушались католических прелатов, Польша перестала быть такой, как на этой карте. Если бы короли менее азартно насаждали единообразие в вере, настоятельно рекомендуемое им церковными прелатами, то и бунт казаков против панской власти не был бы столь упорен и катастрофичен для польской империи. Царство, желающая стать империей, должно быть терпимым. Но католическая церковь эпохи Контрреформации такой быть еще не умела.
Уния – болевая точка украинской национальной психологии (кроме львовян-галичан). И как в российском дискуссионном поле полюс негатива имеет имя «гитлер», так в православно-украинском поле полюс негатива обозначен словом «уния». Поэтому при полемической демонизации оппонента он сразу зачисляется в «пособники униатов».
Так, славный многими отборными глупостями запорожский митрополит Лука, отклоняя вежливое приглашение Вселенского патриарха на объединительный собор, ответствовал в стиле письма казаков турецкому султану. «Дорогой верноподданный Турецкой Республики, господин Варфоломей! (более известный как «Патриарх Вселенский»). Вы выступаете идейным вдохновителем масштабной кампании, направленной на подрыв позиций Православия в Украине в пользу набирающего ход «крестового похода» униатов на исконные православные земли!» (10.12. 2018).
Но точно ли «легализация автокефального раскола» Константинополем порадует униатов и послужит их делу?
Да, любая свара в мире духовенства становится аргументом в устах антиклерикалов и проповедников альтернативных религиозных путей. Но Украинский церковный политикум и так уже показал свою недоговороспособность. Именно провал нынешней затеи Фанара может усилить позиции униатов, но не ее успех.
Если же на Украине появится УПЦ в версии Вселенского патриархата – у униатов будет отнят их главный аргумент: «мы не москали!».
В 2007 году во Львове я спросил аудиторию местного католического университета: «Почему вы униаты?». Преподаватели отвечали мне «Россия это православие; Польша это католичество; а уния объединяет тех и других; мы – всеевропейцы!». Но тут же их студенты из тех же вводных данных делали противоположный вывод: «Россия это православие; Польша это католичество; а украинцам для своего отличия и идентичности остается быть униатами».
Пока православие в украинском сознании неразрывно отождествлялось с Москвой, антимосковские настроения автоматом становились и антиправославными. Теперь Фанар предлагает отведать немосковского православия. Если блюдо придется по вкусу – важнейший небогословский аргумент в пользу унии отпадет.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →