диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Category:

Святой Николай заушает Ария

Истинный св. Николай наших любителей опричнины





Авторучка

купить можно тут

https://russian.alibaba.com/product-detail/new-novelty-toy-light-up-xmas-boxing-pen-60474458717.html?spm=a2700.8699010.normalList.91.450e4f7fbeOVp4

***

тут фрески: св. Николай вырывает глаза Арию
https://diak-kuraev.livejournal.com/520086.html

современное прочтение:
https://diak-kuraev.livejournal.com/1600974.html

***
На самом деле св. Николай Чудотворец не давал пощечину Арию.
В слове, которое св. Андрей Критский посвятил св. Николаю , рассказывается о вразумлении пастырем мирликийским одного епископа, впавшего в «маркионитскую ересь» (т.е. не-признание Ветхого Завета исходящим от того же Благого Бога, что и Евангелие): «Некогда ты, встретившись с мужем блаженной памяти Феогнием (который был тогда маркионитским епископом), словами Писания обличал его в заблуждении до тех пор, пока не обратил от лжи к истине. Но поскольку в нем таилось раздражение, происшедшее от сего обличения, ты, заметив это, возвышенным голосом произнес к нему: Брат мой! Помиримся!».(Христианское чтение. Спб., 1834, ч. IV, сс. 229-242).

В канонах Октоиха, написанных в 9 веке св. Иосифом Песнопевцем говорится: «Губящаго древле Господни люди безумнаго Ария удавил еси жилами словес твоих...» (канон 3 гл., п. 7, тр. 1). «Уставил еси премудре, твоего святаго языка струями струи Ариевы хульныя.» (канон 5 гл., п. 8, тр. 2).

История о пощечине отсутствует в древних версиях Жития и встречается лишь начиная с XVI века – сначала в латинском «Каталоге святых» Петра де Наталибуса, а затем в двадцатом слове (О жизни и деятельности преподобного отца нашего Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца) Дамаскина, «иподиакона и студита, Фессалоникийского» (См. Бугаевский А. В., архим. Владимир (Зорин). Святитель Николай архиепископ Мирликийский Великий Чудотворец. Его жизнь, подвиги и чудотворения по древним греческим, латинским и славянским рукописям. М., 2001, с. 28).

«Рассказ Дамаскина наряду с древней основой сказания содержит и несомненные признаки повреждения. К их числу в первую очередь должно быть отнесено выражение «ударил по щеке». Если бы свт. Николай действительно позволил себе нанести Арию удар по щеке, то не могло бы быть и речи о его реабилитации, ибо 27 Апостольское правило, которое, несомненно, действовало еще ранее Никейского Собора, гласит: «Повелеваем, епископа, или пресвитера, или диакона, биющаго верных согрешающих или неверных обидевших, и чрез сие устрашати хотящаго, извергати от священнаго чина. Ибо Господь отнюдь нас сему не учил; напротив того, Сам быв ударяем, не наносил ударов...». Следует обратить внимание на категоричность выраженного здесь требования о наказании. Если, например, 55 Апостольское правило, определяющее извержение из сана в качестве наказания за словесное досаждение епископу, выражается с известной осторожностью: «да будет извержен», как бы допуская возможность снисхождения и предоставляя вынесение приговора на усмотрение церковного суда, то 27 правило требует извержения из сана безоговорочно: «повелеваем извергати», указывая в качестве причины такой строгости ясно выраженную (через личный пример Иисуса Христа) божественную волю о безусловной незлобивости пастырей и недопустимости с их стороны каких-либо насильственных действий» (Воронов Ливерий. священник (Ленинград). Святитель Николай - ревнитель и защитник Православия // Журнал Московской Патриархии. М., 1961. №6. 65-75, №7. 66-74. (Републикация: Церковный вестник. Спб., 2000, № 11. http://www.mitropolia-spb.ru/vestnik/y2000/n11/13.shtml)).

Текст жития св. Николая, составленный Симеоном Метафрастом, не содержит этого сюжета, в чем русский читатель может убедиться по интернет-публикации: http://www.portal-credo.ru/site/?act=lib&id=419

Иподиакон Дамаскин просто слишком буквально принял выражения предшествующей традиции, говорящей о словесной полемике св. Николая с Арием . И «по простому» словесную «брань» понял как драку.
Церковь же зовет св. Николая «образ кротости», а не «образ лютости».

При научном отношении к истории житийных текстов, связанным с именем св. Николая, не обойтись без публикаций: Крутова М. Святитель Николай Мирликийский в русской иследовательской традиции // Богословский сборник. Вып. 3, М., 1999 и Крутова М. Святитель Николай Мирликийский в древнерусской письменности. М., 1997.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 85 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →