диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Когда Москва признала каноничность отдельного от нее Киевского митрополита?

О том, что Константинополь НЕ делил Киевскую митрополию на две части до 1589 года (т.е. до учреждения сугубо московского патриаршества, никак не связанного с Киевской митрополией в составе Вселенского патриархата), я уже писал. -
https://diak-kuraev.livejournal.com/2269673.html

Но когда же сама Москва признала утрату Киева и разделение Киевской митрополии на две?

Автокефальный и московский Иона поначалу имел власть над всеми русскими епископами. Потом прибыл униатски Киевский митрополит Григорий Болгарин. В 1466 он перешел в православие и признан вселенским патриархом. Но Москва все равно его не признавала. Его преемника Спиридона моск.власти смогли даже арестовать. Так когда же Москва признала, что в Киеве есть законные и православные иерархи, независимые от нее?

Полагаю, такой датой можно считать 1494 год.

Выдохлась пограничная московско-литовская война 1487—1494 годов (Пограничная война, Странная война, Хитрая война). Хитрой она была, потому что была гибридной: без объявления войны.

Одним из условий мира был династический брак литовского князя с дочерью Ивана III и Софии
Палеолог Еленой.

Во время подготовки к заключению брака между великим князем Александром Ягеллончиком и Еленой Ивановной, московский великий князь Иван III настаивал, чтобы в обряде венчания вместе с латинским епископом участвовал православный архиерей, «благословлял бы княжну по нашему и молитвы говорил».

Литовские послы, как жаловался впоследствии сам Иван Васильевич, уговорились с нашими боярами, что, когда дочь наша приедет к нему в Вильну, «ино ее венчати митрополиту, а не будет митрополита, ино владыце нашего греческаго закона» (Акты Западной Руси. т. 1. Спб., 1846, с. 234 http://www.sedmitza.ru/data/014/001/1235/62_192.pdf).

Пожелания Иоанна III в Литве не были выполнены. 15 февраля 1495 года Обряд бракосочетания совершил в соборе св. Станислава католический епископ Вильно Войтех Табор, а приглашенный на церемонию архим. Макарий, «нареченный» митр. Киевским, «великой княжне молитв не смел говорити», опасаясь гнева вел. кн. Александра» (Флоря Б. Н. Великая княгиня Елена Иоанновна // Православная энциклопедия. т.18. М., 2008 http://www.sedmitza.ru/text/682256.html).

Александр «в ту пору владыце никоторому не велел у себя в Вильне быти, а нареченному митрополиту Макарию, архимандриту троицкому, нашей дочери венчати не велел» (Акты Западной Руси. т. 1. Спб., 1846, с. 234).

Редактора московской Православной Энциклопедии напрасно поставили кавычки. Каноничность Макария в качестве митрополита Киевского и всея Руси уж точно не меньше, чем каноничность автокефально-московского митрополита Ионы.

Киевский митрополит Иона (Глезна), утвержденный константинопольским патриархом в 1492-м году, скончался в октябре 1494 года.
В 1495 году собор западно-русских архиереев не только избрал, но и рукоположил архимандрита Макария в митрополиты, решив сначала самостоятельно, соборными силами местного епископата посвятить Макария во епископа и в митрополита, а уже потом послать к патриарху за благословением (так было и с Глезной).

Краткая Волынская летопись говорит: «Того же лета събрашася епископи володимерскии Васиянь, полоцкии Лука, туровьскыи Васьянь, луцкии Иона и поставиша митрополитом Макариа архимандрита, пореклом Чорта, Киеву и всеа Руси, a до патриарха по благословение послаша старца Деонисея, a Германа диакона инока» http://litopys.org.ua/psrl3235/lytov22.htm.

В следующем году посольство вернулось с утвердительным ответом, но посланник патриарха все-таки не мог не сделать выговора за нарушение нормального порядка. Послу были объяснены скрытые от нас причины торопливости, и он их признал убедительными для оправдания русских епископов.
(«Тои же осени прииде ис Цариграда от патриарха Нифонта посол келеинии его, старець Исафь, и митрополита киевскаго Макариа послы c ним, Деонисеи старец a Герман диакон, и принесоша листы благословеныи под великими печатьми оловяными великому князю a великои княгине, и митрополиту, и епископом, и князем, и бояром, и всем православным християном. Токмо прирече патриаршь посол епископом: «Да не поставите потомь митрополита, аще не преже от нас благословение берете, кроме великое нужда». Они же рекоша: «Мы не отмещемся древных обычаевь съборныя церкве цариградцкиа и благословениа отца нашего патриарха, ну за нужю състворихом се, яко же и преже нас сътвориша братиа наша, епископи, при великом князи Витовте поставиша митрополитом Григория Цемивлака, яко же и правилех святых апостол и святых отець писано естъ: «Два или три епископи безо всякого прекословиа епископа да поставят». Посол же рече: «Добре сътвористе, яко нужда ради и закону изменение бываеть»»).

Из грамоты патриарха Нифонта мы видим, что для Константинополя по прежнему Киевская митрополия едина.

(Русский феодальный архив. М., 1987, ч.3. сс. 633-635.В сборник входят аналогичные благословенные патриаршие грамоты двум следующим киевским митрополитам (Иосифу и Ионе) – и их титул остается таким же).


Эта грамота адресована «митрополиту Киевскому и всея Русии». Границы великого княжества Литовского при этом обозначены кудряво: «прошения приняли от твоея святости, великого князя польского и руского и литовского и жомотского и иных от Черного моря и до окияна».
Откуда тут океан? Может ли это быть знаком тотального игнора Московии с ее великим князем и ее митрополитом?

Патриарх в очередной раз принимает «покаяние» без его спроса поставленного митрополита – «сего ради ныне покаянием своим управили есте место благословения. Того ради приняли твое створенное святительство». И в очередной раз запрещает так поступать впредь – «Еще ж запрещаем вам – да не будет таковаго дела, што без нашего благословения совершити митрополиту тамошнему. Аще тепере такового согрешения простили, ино потом да не будет».

Так когда же состоялись избрание и хиротония «кир Макарко» (так именует его патриаршая грамота?

13 января 1495 года московская принцесса выехала из Москвы в Вильно. Дорога заняла месяц.

Оказавшись на территории Литвы, в Полоцке, московские послы стали персонализировать свои пожелания относительно венчания: «а венчал бы их митрополит или владыка или Макарий» (См. о нем: прот. И. Корольков. Киевский митрополит Макарий // Труды Киевской Духовной Академии. 1897, № 6. https://cloud.mail.ru/public/9BMP/Z9CJUm3ZG).

В Полоцке москвичи могли уже иметь достаточно достоверную информацию и церковной жизни Киевской митрополии. То есть они точно знали о смерти митр. Ионы. Но Макарий еще не стал митрополитом. Имя архимандрита Макария уже известно и послам и полякам, так что при его упоминании даже не требуется никаких уточнений. А вот его сан как раз им не очень понятен – оттого и не упоминается. Похоже, что именно в эти первые дни февраля и проходил избирательный собор.

Современный исследователь полагает что «Произошло это, вероятно, на рубеже 1494 и 1495 годов, так как 15 февраля 1495 года «нареченный» митрополит Макарий втсречал в Вильно Елену Иоанновну» (Флоря Б. Н. Макарий 1 // Православная энциклопедия. т.42. М., 2016, с. 551).

Митр. Макарий канонизирован (убит татарами); память 1 мая .

То, что московский великий князь согласен на венчание своей дочери «литовским» иерархом, не порвавшим с Константинопольской патриархией и не зависимым от московского митрполита, означает, что официальная Москва в 1495 году уже считала западнорусское духовенство каноничным и благодатным.

Правда, неучастие митрополита Макария в венчании Елоены Иоанновны может иметь и другое объяснение: в составе московской делегации прибыл придворный поп Фома. Он и совершил первый молебен по приезду. Может, митрополит константинопольской патриархии сам не пожелал сослужить с раскольником?

А в Москве в ту пору митрополита вообще не было: митрополит Зосима только что был сведен с кафедры. То ли за пьянство, то ли за содомию…
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 47 comments