диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Category:

Плоды московской автокефалии

Что в Москве, что в Киеве принято считать, что автокефалия это огого! Прямой путь в духовному расцвету!

Но уже через 30 лет после провозглашения русской автокефалии московский автокефальный митрополит Зосима сводится с престола за содомию ("Скверный же злобесный вълк оболокъся в пастырьскую одежу, и ... инех же скверняше содомьскыми сквернами" - Сказание о новоявившейся ереси // Казакова Н. А., Лурье Я. С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV - нач. XVI в. М.; Л., 1955, с. 473).

Бывало ли такое с киевскими митрополитами под патриаршей властью?

А вот нечто более показательное:

Московский собор 1503 года. Собор "о вдовых попах".

уложили и укрепили о попех и о диаконех вдовцех, что от сего времени вперед попом и диаконом вдовцомъ не служити. Которые попы и диаконы вдовцы ж, а слова на нихъ нетъ о падении блудном, да и сами про себя сказали, что после своих жен живут чисто, тем стояти в церкваъ на крылосех и причащатися попам в олтарех в епитрахили, да и въ домѣхъ им у себя епитрахили держати, а диаконам причащатися в олтарех яже в стихарех с орарем (уларем), а не служити ни попомъ ни диаконам-вдовцам и давати им четвертую часть во всех церковных доходах

(текст www.dishupravoslaviem.ru)

Нашелся храбрый поп, который ответил владыкам. Это ростовский священник Георгий Скрипица

Он пишет, что смерть это посещение Божие, а не грех. "Вы положили в церкви вражду между собой и священниками во веки - и как теперь вы сами дерзаете войти в святой алтарь? Епископ или иерей или диакон, имея с кем вражду не по правде, да не внидет в алтарь. А вы многим иереям праведным и диаконам учинили вражду... Вы, господа, всех иереев и диаконов безо испытания на лица зря, осудили: которой поп имеет жену – чист, а не имеет жены – нечист. А у кого жена есть, достоин служить, освящен ибо женою. Вы всех иереев без свидетелей нечистыми осудили.

Разсудите, от кого это зло в нашей земле - не от вашего ли нерадения и небрежения? Вы злых не наказывали, нре отлучали от священства. Ни сами, ни через избранных священиков не следите за жизнью духовенства, во грады и села не посылаете исследовать, как кто пасет паству Божию.. Но назираете церковь божию по царскому сану земного царя, своих ради прибытков.


РФА ч. 3 сс.662-669

И - о чудо - это вдовый провинциальнфй нищий поп победил. Решение собора было отменено.

***
"Посмертная судьба Максима Грека в России весьма любопытна. Влияние Максима на Руси всегда было очень ограниченным. Примечательно, что этот греческий ученый был почитаем на Руси за то, что он обосновал и ясно изложил, как правильно следует осенять себя крестным знамением, а его труды по греческой классической литературе оставались почти никому не известными.

Возможно, в судьбе Максима в России есть нечто символическое. Отторжение человека, который глубиной своей духовной жизни и учености олицетворял собой все лучшее в культуре послевизантийской Греции, знаменует то обстоятельство, что Русь как бы начала отворачиваться от Византии, от ее наследия.

Вера Максима Грека в то, что Москва, наследница Константинополя, есть «Третий Рим, а четвертому не бывать», скоро разбилась об окружающую действительность. Душой он был настолько византийцем, что не мог долго оставаться в плену раззолоченной подделки "вселенской" идеи, извращенной его заклятыми врагами «иосифлянами». И вероятно, он не мог не видеть, как из-за постоянно сужающихся культурных горизонтов и следуя в русле политики правителей, Русская Церковь XVI века исказила византийский христианский универсализм и заключила его в тесные рамки национальных интересов".

Оболенский Д. Византийское содружество наций. Шесть византийских портретов. М., 1998, сс.559-560.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 25 comments