Но уже через 30 лет после провозглашения русской автокефалии московский автокефальный митрополит Зосима сводится с престола за содомию ("Скверный же злобесный вълк оболокъся в пастырьскую одежу, и ... инех же скверняше содомьскыми сквернами" - Сказание о новоявившейся ереси // Казакова Н. А., Лурье Я. С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV - нач. XVI в. М.; Л., 1955, с. 473).
Бывало ли такое с киевскими митрополитами под патриаршей властью?
А вот нечто более показательное:
Московский собор 1503 года. Собор "о вдовых попах".
уложили и укрепили о попех и о диаконех вдовцех, что от сего времени вперед попом и диаконом вдовцомъ не служити. Которые попы и диаконы вдовцы ж, а слова на нихъ нетъ о падении блудном, да и сами про себя сказали, что после своих жен живут чисто, тем стояти в церкваъ на крылосех и причащатися попам в олтарех в епитрахили, да и въ домѣхъ им у себя епитрахили держати, а диаконам причащатися в олтарех яже в стихарех с орарем (уларем), а не служити ни попомъ ни диаконам-вдовцам и давати им четвертую часть во всех церковных доходах
(текст www.dishupravoslaviem.ru)
Нашелся храбрый поп, который ответил владыкам. Это ростовский священник Георгий Скрипица
Он пишет, что смерть это посещение Божие, а не грех. "Вы положили в церкви вражду между собой и священниками во веки - и как теперь вы сами дерзаете войти в святой алтарь? Епископ или иерей или диакон, имея с кем вражду не по правде, да не внидет в алтарь. А вы многим иереям праведным и диаконам учинили вражду... Вы, господа, всех иереев и диаконов безо испытания на лица зря, осудили: которой поп имеет жену – чист, а не имеет жены – нечист. А у кого жена есть, достоин служить, освящен ибо женою. Вы всех иереев без свидетелей нечистыми осудили.
Разсудите, от кого это зло в нашей земле - не от вашего ли нерадения и небрежения? Вы злых не наказывали, нре отлучали от священства. Ни сами, ни через избранных священиков не следите за жизнью духовенства, во грады и села не посылаете исследовать, как кто пасет паству Божию.. Но назираете церковь божию по царскому сану земного царя, своих ради прибытков.
РФА ч. 3 сс.662-669
И - о чудо - это вдовый провинциальнфй нищий поп победил. Решение собора было отменено.
***
"Посмертная судьба Максима Грека в России весьма любопытна. Влияние Максима на Руси всегда было очень ограниченным. Примечательно, что этот греческий ученый был почитаем на Руси за то, что он обосновал и ясно изложил, как правильно следует осенять себя крестным знамением, а его труды по греческой классической литературе оставались почти никому не известными.
Возможно, в судьбе Максима в России есть нечто символическое. Отторжение человека, который глубиной своей духовной жизни и учености олицетворял собой все лучшее в культуре послевизантийской Греции, знаменует то обстоятельство, что Русь как бы начала отворачиваться от Византии, от ее наследия.
Вера Максима Грека в то, что Москва, наследница Константинополя, есть «Третий Рим, а четвертому не бывать», скоро разбилась об окружающую действительность. Душой он был настолько византийцем, что не мог долго оставаться в плену раззолоченной подделки "вселенской" идеи, извращенной его заклятыми врагами «иосифлянами». И вероятно, он не мог не видеть, как из-за постоянно сужающихся культурных горизонтов и следуя в русле политики правителей, Русская Церковь XVI века исказила византийский христианский универсализм и заключила его в тесные рамки национальных интересов".
Оболенский Д. Византийское содружество наций. Шесть византийских портретов. М., 1998, сс.559-560.