Протодиакон Андрей Кураев: Сейчас только ленивый не повторяет фразу «Вот что Томос животворящий делает!» После недавнего заявления архиепископа Климента, главы Информационного отдела УПЦ МП, о том, что эта Церковь всегда была против российской агрессии и совершенно согласна с той квалификацией агрессии, которую дала Верховная Рада, стало понятно, что просто так УПЦ МП удержать все позиции, которые она ранее заняла, вряд ли удастся. И это мощный сигнал для Москвы: внимание, количество сторонников «русского мира» на Украине стремительно убывает.
В этих условиях делать вид, что народ Украины сейчас встанет на защиту Патриарха Кирилла и его честного имени, это несколько идеалистично. А если это так, то можно попробовать пойти другим путем, в том числе путем переговоров, поэтому мне кажется, что такая логика была бы естественна. Но наша патриархия не давала обязательства следовать логике.
— С другой стороны, любое желание переговоров уменьшает вероятность силового сценария. Может ли Московская патриархия отказаться от курса на кровопролитие, по крайней мере – занять выжидательную позицию в Украине?
— Не знаю, потому что мне неизвестна степень свободы патриархии. В какой степени ей позволено иметь свою позицию, или это производная, которая берется от планов Кремля?
А у Кремля сейчас, действительно, выжидательная позиция. Они настроены дождаться мартовских президентских выборов, а потом уже принимать решение. У них есть надежда, что будет тяжелая зима, и я не исключаю, что Москва сделает все, чтобы эту зиму утяжелить.
С украинской же стороны, к сожалению, все-таки есть жажда единомыслия. Не только у правительства, а у народных активистов: подровнять, чтобы в церковном вопросе все ходили строем.
— Когда могут начаться массовые переходы из УПЦ МП в ПЦУ?
— То, что сейчас нет массовых переходов, не значит, что духовенство УПЦ МП встало в позицию исповедников. Это значит, что они заняли привычную позицию «Подождать». Идет подсчет чисто личных выгод. Если священник увидит, что паства с деньгами уплывает от него, то батюшка поспешит за ними.
Ну и от власти многое зависит. Новая структура сама по себе вовсе не магнит. Она создана малоприятными людьми, но с очень заметными внешними скрепами в виде давления со стороны Порошенко и Варфоломея. Поэтому важно посмотреть, что станется потом – после томоса или выборов президента, когда эти тиски ослабнут. А вдруг новая структура сама рассосется? Именно как структура, а не как идея.
Так что я думаю, что многие украинские епископы и священники сейчас живут стремлением не прогадать – чтобы не слишком рано и не слишком поздно. С одной стороны, эта новизна не гарантирована и не прочна, а с другой стороны, они боятся опоздать – когда самые вкусные места уже будут заняты.
Беседовал Александр Солдатов
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →