диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Categories:

Константинополь без унии в 1452 году

Константинопольская церковь
Письмо от 18 января 1452 г. пражским утраквистам

Священная церковь города Константина, мать всех православных и учительница всем и всяким славным братьям и сыновьям во Христе любимым, чешскому высочайшему обществу города Праги и благородным мужам, и отважным правителям, капитанам, и герцогам, и баронам, и блистательным всадникам, и духовным мужам, и учителям, и всем церковным настоятелям, а также гражданам и должностным лицам. К тому же всем и всяким, которые пребывают где-либо в зарубежных странах, православным, как мы слышим, и истинной веры Иисуса Христа исповедникам, которые увидят это письмо материнского попечения, — спасение во сыне славной девы и стократное приумножение духовного плода нашего наставления.
Святая и благочестивая невеста небесного жениха, который есть глава всей церкви, не может иметь большей радости, нежели слышать сыновей своих, во истине пребывающих. В самом деле, когда не без величайшей радости и как будто в залог будущего плодоношения весть об увеличении количества честно страдающих в исповедовании истинной веры дошла до слуха этой милосердной матери, и прежде всего через вашего брата, сына нашей церкви, Константина Англика, доставщика данных посланий, учителя и достопочтенного священника, мы удостоверились яснее, что вы не поглощены новшествами, рожденными благодаря некоторым в церкви Христовой, но опираетесь на фундамент веры, переданной нам от нашего Господа и Его учеников, эта священная церковь пришла к заключению написать вам и побудить к унии с ней, не ради той унии, заключенной во Флоренции, которую именовали, как и следует, пожалуй, отложением от истины, — поэтому мы не приняли ее, но, вернее, совсем объявили недействительной,— но согласно незыблемому закону истины, в котором одном мы можем соединиться истинно и непоколебимо.
Ибо церковь Христова не сомневается, о вас она узнала из того, что ей было сообщено, как сказано, что если вы решились воспротивиться опасным новшествам Рима, то будете единодушны с ней во всем, при посредничестве священного писания, истиннейшего судьи. Дело в том, что если раньше мы получали недобрые о вас вести, словно вы противитесь не латинским измышлениям, но более противодействуете в большинстве исконным доктринам вселенской христианской церкви, однако недавно мы были осведомлены о вас, что вы, так сказать, воскресаете и к общему христианскому богослужению и истинному благочестию возвращаетесь, что вы не покидаете мать, но страдаете, воспламеняемые любовью истинной матери, к которой вы стремитесь. Это показало нам отчетливее именно прибытие вышеупомянутого благочестивого священника, который описал, как указано, по порядку ваши дела и вручил его самого собственное исповедание, рассмотренное святой матерью здраво и благожелательно, и со своей же стороны принял переданное ему наставление истинной веры, в которой необходимо согласоваться всем желающим спастись, которое он доставит вашей любви.
Итак, желаннейшие братья и сыновья, если так оно и есть, как мы слышим и надеемся, поторопите объединение с нами. Ибо с чьей помощью, нежели в лоне матери, вы сможете решительнее бороться против злословящих и в решающий момент истинного спасения, и где вы сможете лучше освежить себя самих, нежели там, где обнаружен родник проточных вод? Придите поэтому все жаждущие к водам и вкусите без всякого смешения вино непорочного веселья и молоко из сосцов утешения ее. Ведь мы надеемся на бога, что вы во всем будете единодушны с нами, и после этого мы с величайшим радением и любовью позаботимся о духовных пастырях и епископах ваших душ, которые будут направлять вас словом истины и не будут удручать образом жизни.
Что же касается обычаев вашей церкви, мы благосклонно желаем сделать вам снисхождение в соответствии с апостолом в тех, которые вытекают из доброй основы и самой честной цели и уступка которым окажется сообразно вашему наставлению, достоинству же святой матери этой и истинному нашему ради нее общению и послушанию она не будет противоречить. Ведь что касается разницы таких обычаев, нам не трудно, по доброй воле и решению, руководить, не причиняя ущерба. О, если бы ниспослал все же всемогущий господь, чтобы вы были такими, как недавно мы узнали, и чтобы многие другие, подобно вам, воскресили дыхание истинной жизни во приумножение и возрастание истинных сыновей истинной матери, и о если бы он сотворил, чтобы вы с нами в храме церкви, радуясь одним и тем же догматам и обычаям, едиными устами и сердцем восхваляли его, во веки веков, аминь.
Никомидийский Макарий. Смиренный митрополит Торнова Игнатий. Филиппопольский Иосиф. Смиренный митрополит Акакий. Великий экклесиарх диакон Сильвестр Сиропул. Дикеофилакс и иеромнимон диакон Феодор Агаллиан. Всеобщий учитель православной церкви, смиренный монах Геннадий.


Salac A. Constantinople et Prague en 1452 // Rozpravy Ceskoslovenske Akademie Ved. 1958. Rocnik 68, sesit 11. 16. 1—39, 18. 40—68, 19. 31—34.

Перевод: Сметанин В. А. Византийское общество XIII-XV вв. (по данным эпистолографии). Свердловск, 1987, сс. 246-248.


На грамоте пустует третья строчка среди подписей. Тут должно быть имя великого харотфилакса Михаила Вальсамона, но нет ни его подписи, ни свинцовой печати патриархии. В отсутствие патриарха печать ставил именно хартофилакс. Его подпись известна: она есть на письме схожей группы лиц к императору Иоанну с просьбой об отмене унии (подпись митр Иосифа есть под обоими письмами.
Лорен делает вывод, что письмо в Прагу есть это мнение группы лиц, а не патриархии (https://www.persee.fr/doc/rebyz_0766-5598_1959_num_17_1_1213_t1_0280_0000_2).

Но, с другой стороны, - хартофилакс в отсутствие патриарха в вероучительных вопросах все равно лишь мирянин и частное лицо.

***
Перед нами интересное свидетельство того, что в Кпле оставались православные иерархи, осудившие Флорентийскую унию 1439 года. И, полагаю, это ответ на вопрос, кто рукоположил "смиренного монаха Геннадия" в патриархи в 1454-м.

Контекст:

В 1449 году скончался автор флорентийской унии император Иоанн, что дало возможность в 1450 году провести в Константинополе собор с участием патриархов Филофея Александрийского, Дорофея Антиохийского и Феофана Иерусалимского. Собор осудил и аннулировал Флорентийскую унию, лишил сана патр. Григория III Мамму и возвел на кафедру Афанасия II (архим. Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская Уния. Джорданвилль, 1963, с. 363).


Деяния этого Собора впервые издал по-гречески и по-латински униат XVII в. Лев Алляций, назвав их подложными и сфабрикованными.

«Но заблуждение Алляция изобличил Патриарх Иерусалимский Досифей, издавший деяния этого Собора с большей тщательностью в «Томосе Примирения», 457 и в Истории патриаршествовавших в Иерусалиме, 914. Также об этом пишет и почтеннейший Константин Иконом в своём трактате «О последнем Соборе православных во Святой Софии», которое издал его мудрый сын вместе с другими его трактатами под общим заглавием «Сохранившиеся церковные сочинения Константина из рода Икономов»… Марк Эфесский поспешно собрался и прибыл в Константинополь, где ещё застал Григория Мамму на патриаршем престоле. Он побудил Императора Константина к тому, чтобы созвать Собор. По велению Императора Собор был созван в Константинополе в Великой Церкви Святой Софии. На Соборе присутствовали три Восточных Патриарха: Филофей Александрийский, Дорофей Антиохийский и Феофан Иерусалимский, а также большинство митрополитов, церковных наставников и высокопоставленных лиц. Этот Собор, задачей которого был пересмотр Флорентийского собора и рассмотрение связанных с этим церковных дел, провёл четыре заседания. На первое заседание был вызван Патриарх Григорий, чтобы дать ответ обо всём, что тот сказал и сделал в пользу латинян. Хотя Патриарха дважды вызывали, он отказался прийти и в связи с неявкой был заочно лишён сана за своё латинство. На патриарший престол был возведён православный Афанасий. На этом Соборе шла дискуссия об исхождении Святого Духа между фратором Леонардо - его латиномыслящий Патриарх Григорий прислал, как своего представителя, - и Великим Ритором Феодором. Когда Григорию сообщили о результатах соборного заседания, он бежал из Константинополя в Рим, где и скончался.
На втором заседании священный Марк, Георгий Гемист, Амируджи и Схоларий выступили с изложением деяний во Флоренции. Те, которые подписали определение Флорентийского собора, попросили у Церкви прощения. Затем Собор отверг Флорентийское лжесобрание, поименовав его заблуждающимся, мирским и насильственным. Патриархи провозгласили недействительной его работу: «Так как этот лжесобор закончился хитростями, обманами и насилиями, а не исследованием истины и вопреки нашему разуму, то да будет его работа недействительной. И да будет отвержен этот Собор как дерзкий и противоречащий святым Вселенским Соборам». На третьем Соборе исследовался вопрос об исхождении Святого Духа и другие решения Флорентийского Собора.
На последнем заседании обсуждался вопрос об участии во Флорентийском соборе, а также и все латинские нововведения и отличия от Православия. Собор, приняв во внимание всё, сказанное участниками Флорентийского собора, провозгласил недействительными все его решения. В завершение работы Собора было составлено следующее решение, которое было подписано Патриархом, архиереями и прочими участниками Собора: «Мы все исповедуем вместе, что не нужно добавления в Символе Веры, ибо не требует исправлений Символ Семи Вселенских Соборов и в нём нет недостатков, которые мешали бы спасению. Дух Святой исходит от Отца, а не от Сына. И Отец - единственная причина существования Сына и Духа. Папа, когда был православным, вместе с четырьмя Патриархами созывал Вселенский Собор, и хотя и по диптихам, и соответственно, по своему сану, шёл впереди других Патриархов, он подчинялся законам Собора. И только Вселенский Собор может вводить каноны, а не монарх-Папа. Святые видят Бога, но не совершенным образом до суда и не имеют полного воздаяния до суда, а искупление происходит в аду, а не в очистительном огне вне ада. Преложение сущности в Таинстве производится Троицей и словами Господа после молитв священника, ибо священник - инструмент священнодействия»» (Каллист Властос. Марк Эфесский и Флорентийский Собор. М., 2009, сс. 200-202. Книга написана в 1885 году).

Впрочем, в научной литературе сам факт этого собора считается фейком. Папаиоанну, критик подлинности этих Актов говорит, что в основе фейка лежит все же реально бывшее собрание. Геннадий Схоларий упоминал о собрании столичных клириков в 1450 году. Конечно, на этом соборе не было патриархов. Но решения он принял антиуниональные. «Весьма вероятно, что собрание, о котором упоминает Схоларий, принудило патриарха Григория оставить патриарший престол, хотя он и не тотчас после этого уехал из Константинополя. Совпадение времени, согласие в решениях, низложение Григория, все это, думаем, — достаточные ручательства в том, что мы не очень ошибаемся, отожествляя собрание Схолария с собором Актов. Сочинитель последних, может быть, и в самом деле принимал собрание Схолария за собор патриархов и архиереев»

(Папаиоанну Х. Акты так называемаго Последнего Софийского собора (1450 г.) и их историческое достоинство // Византийский временник. Т.2. Вып 2-3. Спб., 1895.с. 409).

Также Папаиоанну полагает, что после отъезда униата Григория Маммы в Италию, в Константинополе какое-то время патриаршую кафедру занимал православный Антоний. Он поминается не только в подложных Актах Собора, но и в русских Воскресенской летописи 16 века (ПСРЛ. Т.8 с.128) и в Третьей Новгородской летописи (ПСРЛ т. 3. с.240) как патриарх, при котором пал Царьград.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 41 comments