диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Category:

Дьячковские школы

«Учителем в подосинской школе был отставной дьячок, уже лет 20 занимавшийся обучением детей. Когда мы подошли, в школе было тихо; но при нашем входе 24 мальчика, сидевшие с вырезанными указками чинно вокруг длинного стола, вдруг запели на разные голоса. Во главе всех сидел сын огородника, лет 16, в синем кафтане. Он запевал: надеющиеся на ны; сосед его, водя указкой по засаленной азбуке, пел: слова под титлами: Ангел, Ангельский, Архангельский — и снова, начиная, слова под титлами: Ангел и т. д. Третий — буки, арцы, аз — бра, четвертый — премудрость. Когда я вошел в избу, они закричали, потом встали. Учителя не было.

Я попросил их продолжать, все начало опять с тех же слов: надеющиеся, слова под титлами и т. д.

Я долго бился в отсутствие учителя, чтобы узнать что-нибудь от учеников. Как только я обращался к кому-нибудь из них, он утыкался в книгу, твердя стишок, и совершенно забывал меня, и опять со всех сторон начиналось: надеющиеся на ны и пр. Я оглядывался, искал живого взгляда, и изредка замечал мальчика, оторвавшегося от книги и внимательно и умно смотревшего на меня, я подходил, спрашивал, но в ту же минуту какой-то туман застилал его глаза, и он снова бессмысленно начинал свой стишок.

Я попробовал спросить священную историю: старший псалтирник, начиная с заглавия: “краткая священная история”, пропел мне стишков 20, но спутался на сотворении женщины. Чтобы помочь ему вспомнить, и стал спрашивать его, была у Адама жена или нет? Он заплакал.

Процесс и курс учения следующие: выучивается, начиная с азов, по стишку каждый день, потом склады, выговаривая буки-аз-ба — ба, веди-аз-вa — ва (это называется читать по складам). На главе складов «пучивание подряд приостанавливается и склады выучиваются два раза: ПО складам и по толкам. Ученье по толкам состоит в следующем: учитель подходит и говорит: сыщи б а; ученик ищет по азбуке, находит и говорит: буки-аз-ба — ба; учитель говорит: сыщи д е; ученик находит и говорит добро-есть-де — де. По изучении складов заучивание уже идет подряд: заглавие, слова под титлами, молитвы, басни, краткая священная история, таблица умножения и т. д. Потом заучивается Псалтирь точно так же.

после Псалтиря начинают писать, но писать значит совсем не то, что мы под этим понимаем: из букв уметь правильно соединять слова и речи; писать, по их понятиям, значит уметь красиво выводить скорописные буквы, почти в непонятных для них соединениях — срисовывать прописи. Иногда к этому прибавляется выучивание наизусть цифр от 1 до 1000, число механическое, без понятия о нумерации; и тем обыкновенно заканчивается полный курс учения.

Входя в школу, ученики молятся Богу, садятся за книги, вновь крестятся и целуют эти книги. Книги для них есть божество, вроде идолов у чувашей, которых они просят быть милостивыми к ним. Каждому задается стишок, который он должен выучить (стишок значит строка или две). Заданные вчера стишки он должен повторить. Начинается то самое пение, которое я застал.

Перед тем как уходить, каждый из учеников перекрестился и опять поцеловал свое мрачное и карающее божество — книжку и поцеловал в тот самый стишок, который он учил нынешний день: кто в Блажен муж, кто в таблицу умножения, кто в слова под титлами или басни Хемницера. Все еще помолились пред образом. Учитель объяснил, что он еще не выучил их, но выучит петь молитвы пред и после учения. Ребята вышли во двор все еще тупые и мертвые, прошли несколько шагов, как убитые, и только в некотором отдалении от училища стали оживать. И какие прелестные дети».

Л. Н. Толстой. О свободном возникновении и развитии школ в народе.

Полностью тут http://tolstoy-lit.ru/tolstoy/pedagogika/o-svobodnom-vozniknovenii-i-razvitii-shkol-v-narode.htm.

Приведя этот текст, историк Каптерев в 1909 году говорит:

"Вот подробное описание одной школы, которая во времени принадлежит шестидесятым годам прошлого столетия, но по методам, составу курса, по своему духу и организации вполне годилась бы в современницы Геннадию или Стоглавому собору".

Каптерев П. Ф. История русской педагогики Спб., 2004, сс. 69-70


Это описание тех самых "дьячковских школ", которые намерилась закрыть Екатерина, и что укронацисты ставят ей в вину как геноцид.

В затасканной ими по всем блогам простыне с якобы геноцидными мерами Москвы-Петербурга против украинской культуры на видном месте значится: "1764 год. Отмена Екатериной II украинского гетманства, ликвидация учебно-культурных учреждений".

Но это не любимый ими конфликт "Москва против Киева", а "Европа против Домостроя". Екатерина просто решила этот примитив заменить европейской регулярной школой. Но укранацики это подают как гонение русских именно на их говор.

Сам текст екатеринского указа о закрытии каких бы то ни было школ в 1764 году никто не предъявляет, и я его тоже не нахожу.

Кстати, а Петр Могила не геноцидил украинскую культуру? Ведь в его академии лекции читались по латыни и на польском.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 110 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →