диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Category:

"Кто виноват, скажи-ка, брат?"

Пользователей соцсетей возмутило видео, на котором священнослужитель освящает воду с помощью мощей — он омывает в чане предмет, похожий на истлевшую ступню. На ролик отреагировали в РПЦ.

Как заявил руководитель отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Иваново-Вознесенской епархии иеромонах Макарий (Маркиш) радиостанции «Говорит Москва», эта ситуация требует разбирательств, потому что у чина освящения воды существует определенный порядок. «Есть разного рода неуставные события. Насколько можно доверять тому материалу, о котором вы говорите. Прямо скажем, видеомонтажом владеют маленькие дети. Но если это нарушение, то оно подлежит суду епархиального архиерея или церковному суду. Они должны разобрать этот материал и выяснить, есть ли тут виноватые», — сказал он.
https://www.business-gazeta.ru/news/411970



***
Реплика о. Макария похожа на записку, однажды полученную мною в Севастополе на городской лекции: «Отец Андрей, скажите, почему в Ветхом Завете ничего не сказано о Господе нашем Иисусе Христе, и кто в этом виноват?».

Иеромонах Макарий поскользнулся и упал на ножик, причем четыре раза подряд.

1. Это Молдова или Румыния (что видно по надписям на бутылках)
2. Это староверы (что видно по облачению и пению)
3. На видео явный архиепископ - так что какой может быть епархиальный суд над ним?
4. Это весьма древний московский чин омовения мощей.

Так что церковному суду тут делать нечего.

Знатоки говорят, что это Румыния, жудец Тулча Славский Успенский монастырь, архиеп. Славский Флавиан Федя см http://ruvera.ru/articles/arhiepiskop_flavian_slavskiiy_oshushaesh_duhovnyiy)
Омываются мощи свв. персидских мучеников Дады,Гаведдая и Каздои, оказавшиеся у старообрядцев в кон. 19 в.

Паисий Святогорец: "А иногда я даю детям воду, в которую предварительно погружаю частицу святых мощей. Но если в детях бес, то они эту воду не пьют - убегают"
https://bit.ly/2HPiN04


***

То, что чин старый, не означает , что он не языческий. В общем, этот обряд вполне соответствует джуновскому богословия нашего патриарха: предмет, накопивший в себе благодатную энергию паломников, подзаряжает ею другие предметы, а те, в свою очередь - новых паломников.

***

Из Павла Алеппского:

В Великую пятницу ранним утром, в третьем часе, ударили в колокола и мы отправились в Великую церковь (Успенский собор).
На мраморный стол поставили большие водосвятные сосуды.
Мы поднялись в церковь Благовещения, в которой находятся мощи всех святых При этом звонили во все колокола, так что дрожала земля. Стрельцы стояли в ряд по обеим сторонам. Здесь же присутствовали царский наместник и все министры.
Пред царскими вратами на длинном столе, покрытом парчой, лежали в порядке небольшие продолговатые ковчежцы. Только по изображениям на них с надписями можно определить, каких именно святых мощи находятся в них. Таких ковчежцев было тридцать пять.
Оба патриарха, открывая шествие, вышли из церкви с обнаженными головами, неся на них иконы, а мы с их митрами шли около них.

Толпы народа, обращаясь лицом к святыням, падали ниц во все время продолжения шествия, пока мы не вошли в Успенский собор, где патриарх Никон остановился пред большим столом, а наш учитель возле него.

Приступили к чину водосвятия.

Протопоп с двумя чередными священниками этой церкви стали подносить упомянутые иконы и фарфоровые блюда патриарху Никону, который погружал в воду святыни и выдающиеся части святых мощей. Затем подносили ему один за другим упомянутые ковчежцы, он читал имя святого, которого мощи заключались в каждом из них, певчие же пели соответствующий тропарь, в то время как патриарх погружал в оба сосуда видимые части святых мощей и лобызал их, потом давал целовать нашему учителю, при чем к ним прикладывался и я. Мы рассматривали их и передавали другим, которые обтирали их и вкладывали в ковчеги.
Таким образом подносили патриарху второй, третий ковчежцы, пока не поднесли все.

Вот названия мощей тех святых, которые мы могли удержать в памяти: лопата Иоанна Крестителя; правая длань Евангелиста Марка и пять его перстов, которыми он начертал св. Евангелие, длань апостола Андрея, локтевая часть руки св. Стефана перводиакона, части мощей апостола Пpoxopa, правая рука Иоанна Златоуста, правая рука царя Константина Великого, правая рука мученика Феодора Тирона, глава Феодора Стратилата, глава Григория Богослова, глава мученика Евгения, глава мученика Христофора с лицом точь-в-точь как у собаки, с длинным ртом; она тверда как кремень - наш ум был поражен изумлением: тут нет места сомнению! - правая рука Феодосия Великого, нога отца нашего Пимена, частицы мощей свв. Киприана и Иустины, частицы мощей св. Лукиана, пресвитера великой Антиохийской церкви, частицы мощей мученицы Евгении, - вот св. мощи, названия которых мы могли с трудом сохранить в памяти и записать.

Погрузив частицы в оба сосуда с водой, патриарх, при помощи губки, бывшей у него в руках, отирал с них пыль и копоть, после чего выжимал губку в эту же воду; особенно старательно он вытирал иконы и висячие образки. Затем, взяв серебряную кружку, патриарх стал мешать воду в обоих сосудах, от верха до низу, полагая, что только чрез это благодать сообщится всей воде.

Затем он налил святой воды в особые сосуды для высших государственных сановников.

После этого он пошел в нарфекс и стал вместе с нашим патриархом, держа в руках крест. К нему начали подходить сперва архиереи и архимандриты, потом высшие сановники. Он давал им лобызать крест, а наш патриарх окроплял их святою водой. Потом все подходили с полным благоговением и смирением к ковчегам со святыми мощами, которые находились кругом на столе, и прикладывались к ним.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 381 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →