диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Categories:

Анафематствованный ослик или День святого Валентина в Византии

1 февраля 907 года. День св. Трифона, канун Сретения. Сегодня это и есть 14 февраля.


Император Лев 6 Мудрый, вступив в 4 брак, требует от патриарха Николая Мистика допуска в храм. Патриарх с собором архиереев ему в этом отказывают. То есть не все влюбленные получали благословение.


историю конфликта см. в "Житии св. Евфимия" (по условиям советской цензуры в русском переводе оно названо "Псамафийская хроника"). Публ.: Две византийские хроники Х века. Псамафийская хроника. М., 1959.
http://dgve.ru/bibl/Dve_byz_chronky_1959.shtml

О дате этого собеседования влюбленного с монахами см сс.57-59 и в примечаниях.

***

Далее последовал массовый перевод всего столичного духовенства по этапам «благодатное-безблагодатное-благодатное»:

За несогласие с любовью императора патриарха Николая Мистика отправляют в ссылку.
Хотя перед этим он уверял царя, что лично он нашел в творениях св. Афанасия Великого разрешение на третий брак, а уж на четвертый он и сам может благословлять, пусть и с наложением епитимьи. Николай был из элиты светского чиновничества, ученик патриарха Фотия (который за неделю прошел путь от чиновника до патриарха) и соучеником императора Льва. То есть он умел "входить в полодение" и прилагать икономию к царям.

Но тут мнение епископата было резко против уступки императору. Да вдобавок содержание царя в отлученном состоянии помогало приближавшемуся узурпатору Андронику Дуке.

Николай поэтому решил тянуть дело. Родившися в мае ребенок от этого брака оставался некрещеным 7 месяцев (до января следующего года). Патриарх Никоалй в конце концов лично крестил будущего имп. Константина Порфирогенета: прозвище дано именно с целью акцентировать его законнорожденность), а с венчанием он все тянул.

Он обещал впустить царя в св. Софию на Рождество. Потом на Крещение. При этом посматривал на Восток - в ожидании, когда повстанческая армия достигнет столицы.

В общем в "день св. Валентина" ему было указано о его отставке.
Забавно, что активнейшим участником этого собора со стороны любвеобильного императора был евнух-армянин Самона.

Через несколько недель в ссылке патриарх написал "прошение об отставке". Возможно, на это решение повлияло известие о том, что узурпатор Дука убежал к арабам и принял ислам, и связь с ним для патриарха стала уж совсем невозможной.

Патриархом стал Евфимий Второй.

Поскольку собор, низложивший Николая и поставивший Евфимия, прошел с участием восточных патриархов и легатов римского папы, автор жития отметил: «Он, что не со многими случалось, возводится на священный престол сего Константинова града решением церкви всей земли» .
(Арефа Кесарийский. Надгробное слово Епифанию. Публ. в: Афиногенов Д. Е. Памфлет Арефы Кесарийского против Николая Мистика и императора Александра // Вестник Волгоградского госуниверситета. Серия 4. История. 2017. Т.22 №5, с.11. https://cyberleninka.ru/article/v/pamflet-arefy-kesariyskogo-protiv-nikolaya-mistika-i-imperatora-aleksandra)

Но в 912 году новый император Александр возвращает из ссылки старого патриарха Николая.
На соборе (проходившем в присутствии арабского посольства, в состав которого входили представители восточных патриархов) с Евфимия по приказу Николая были сорваны патриаршие одежды, вырвана борода, выбиты зубы (Псамафийская хроника гл.19).

Войдя в храм св. Софии, Николай прервал службу, выгнал священников, сорвал облаченяи с престола и переосвятил его заново.

Все архиереи, рукоположенные св.Евфимием и даже просто сослужившие с ним, были лишены сана, преданы церковному осуждению и изгнанию" Николай, собрав всех своих, предал анафеме, изгнанию и отлучению не только Евфимия, но и всех окружавших патриарха, я тех, кто рукоположил его, и служивших вместе с ним, и нм рукоположенных, скрепив это решение ужасными клятвами и собственной подписью" (Псамафийская хроника гл.19).

Даже римский папа был вычеркнут из диптиха (общение восстановлено только в 923 году) (Jugie M. La vie et les œuvres de S. Euthyme de Constantinople // Echos d’Orient. 1913. T. 16. Р.483. http://www.archive.org/stream/echosdorient16pariuoft#page/480/mode/2up).

Причем патриарх Николай писал даже о «справедливой ненависти» к низлагаемым им митрополитам .
(См. Любарский Я. Н. Замечания о Николае Мистике в связи с изданием его сочинений // Византийский временник. 1986. Т. 47 с.105).

"Он приказал удавить принадлежавшего Евфимню осленка. Когда помощники Николая стали говорить, что это недостойное деяние, которое принесет ему великий; позор, он сказал им: «Что ж! Если вам это не нравится, пусть будет написан и повешен ему на шею питтакий, гласящий, что человек, уличенный в попечении о пище и питье этого осленка, сделается врагом самодержца и императора Александра и безупречного патриарха Николая. Если вина его будет доказана, его подвергнут побоям, остригут, лишат имущества и вышлют из города». Невинный этот осел скитался повсюду, был нещадно бит, умирая с голода забрел на ипподром, и тогда кто-то из бедняков и, сжалившись, бежал вместе с ним ночью" (Псамафийская хроника. гл.19). Кажется, речь идет об ослике, на котором совершалось патриаршее "шествие на осляти" в праздник Входа Господня в Иерусалим.

Приверженцы Евфимия и Николая образовали две враждебные партии - евфимитов и николаитов; церковный мир был восстановлен в 920 году на так называемом Соборе единения. Τόμος της ένώσεως переведен как 53-я глава русской печатной Кормчей (С. 1263).

«Мы провозглашаем, общим мнением и решением, начиная с 920 года, чтобы никто не смел вступать в четвертый брак и чтобы всякий, пожелавший такого сожительства, был отлучен от церковного богослужения и ему не было бы позволено входить в святой храм, пока он не оставит названного сожительства… Так же, снисходя к человеческим немощам… мы выносим следующее постановление относительно третьих браков:
— если мужчина достиг сорока лет и хочет вступить в третий брак, пусть ему это будет разрешено, но он должен будет воздержаться от причастия до пятидесятилетнего возраста, и даже тогда он не будет подходить к причащению, исключая день спасительного Воскресения Христа Бога нашего (день Пасхи). Мы издаем это правило для тех, у кого нет детей от предыдущих браков, но если у них есть дети, третий брак после сорокалетнего возраста непозволителен;
— если мужчина 30 лет и у него есть дети от предыдущих браков и он хочет вступить в третий брак, пусть воздерживается от причащения до сорока лет, и тогда будет достойным таинств только трижды в течение года: первый раз в День славного Воскресения Христа Бога нашего; второй — на Успение Пречистой Госпожи нашей Богородицы и третий — на Рождество Христа Бога нашего. Если у него не было детей и, поскольку похвально желание иметь детей, третий брак будет прощен в соответствии с только что установленными покаянными правилами» (https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendorf/brak-v-pravoslavii/#0_7)


И хотя самого Евфимия почитали как святого, все его патриаршество было признано незаконным и, следовательно, с церковной точки зрения – не бывшим (Синодик в неделю православия. Подготовка текста иеромонаха Феофана (Арескина) под редакцией и с комментариями иеромонаха Григория (Лурье) http://www.vertograd.ru/pub/02/06/03.html http://yakov.works/libr_min/18_s/in/odik.htm).

Но с 920 года «небывшими» стали считаться низложения евфимитов. Кстати, Евфимий лишил сана священника Фому, который и венчал червертый брак императора Льва; а Николай Мистик, вернув себе патриаршество, Фому в священстве восстановил (Псамафийская хроника. гл.19)

Раскол все равно длился еще более 70 лет – до 995 года. (См. Троицкий И.Е. Арсений, патриарх Никейский и Константинопольский и арсениты с. 494).

С этой сменой патриархов (Николай-Евфимий-Николай) связана та странность, что праздник Покрова Божией Матери, установленный в честь победы греков над русским флотом, празднуется в Русской церкви, но забыт в греческой. В 906 году Евфимий, бывший тогда игуменом Псамафийского монастыря участвовал в возложении Пояса Пресвятой Богородицы на голову страждущей императрицы Зои Карвонопсины (то ли Черноокой то ли Углеликой), и та исцелилась.

Собор 907 года провозгласил Евфимия патриархом и прославил Покров Богородицы. Патриарх Евфимий составил Энкомий на поклонение честного пояса пресвятой Богородицы и на обновление её храма в Халкопратии (Homélies mariales byzantines. Textes grecs édités et traduits en Latin par M. Jugie // Patrologia orientalis. Tom. 16. fasc. 3. 1922. P. 505).

Через пять лет Евфимия сместили. Вернувшийся прежний патриарх Николай Мистик отменил все решения собора 907 года. Но за эти пять лет празднование Покрова успело уйти в Болгарию, которая опять же за эти годы успела провозгласить свою автокефалию от Царьграда. И потому сохранила у себя этот праздник (до отмены автокефалии через сто лет) и далее передала его в Киев .

В единственном источнике про видение Покрова - художественном романе под названием "Житие святого Андрея" (http://old-ru.ru/03-44.html) - действие относится к пятому веку. Там нет ни осады Константинополя, ни патриарха. Никакой политики. И никаких обещаний никаким державам, городам и странам.

О возможном генезисе праздника Покрова см. слово В. М. Лурье https://www.youtube.com/watch?=zHrdNIpj0Fo и https://hgr.livejournal.com/1780376.html https://hgr.livejournal.com/1305143.html

Псамафийскую хронику стоит почитать и потому, что в ней приведено несколько вариантов томоса Николая Ммстика об отречении от патриаршего престола (напр., сс.63 и 123).

Николая Мистика я поминал еще тут:

https://diak-kuraev.livejournal.com/1241813.html

https://diak-kuraev.livejournal.com/839879.html

https://diak-kuraev.livejournal.com/461796.html

Еще эпизод из его жизни: в 913 году болгарский царь Симеон осадил Царьград. Константин Багрянородный еще ребенок. Правит спорная не то блудница не то монахиня императрица Зоя на пару с патриархом Николаем (вот уж точно пара змеи и гадюки, если учесть, что Николай насильно постриг Зою в монахини, а она оспорила этот постриг тем, что сразу после него заказала себе мясной обед). Среди требований Симеона - признание его римским императором (аналогичная фишка будет позже у Ивана Грозного).

И вот "Патриарх Николай отправился к Симеону, и Симеон склонил перед ним голову. Как рассказывают, патриарх, сотворив молитву, вместо венца водрузил на его голову свою накидку (эпирриптарий)" (Продолжатель Феофана 7,5). То есть имел место типично византийский обман варвара. Дело было за стенами города, в болгарском лагере, так что знатоков византийского церемониала там не было, и обмана никто не заметил.

***
святитель Николай Мистик (852–925)
День памяти: 16(29) мая

https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Mistik/
О его канонизации см. у Голубинского со ссылкой на исследование архиеп. Сергия (Спасского) "Полный месяцеслов Востока" (т.2.ч.1 Май). архиеп. Филарет. Учение об отцах церкви § 292.
https://azbyka.ru/otechnik/books/original/16531/16531-%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5-%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%BE%D0%B1-%D0%9E%D1%82%D1%86%D0%B0%D1%85-%D0%A6%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%B2%D0%B8-%D0%A2%D0%BE%D0%BC-III.pdf

***
Император Александр явил пример того, что бывает с футболистами, которые не закрывают пах при пробитии штрафного:
"Александр же, позавтракав и выпив вина в самый зной, пошел поиграть в мяч. Был, однако, поражен мечом божиим и вернулся в крови, текшей из носа и детородного члена. И через два дня скончался" (Продолжатель Феофана 6,7).

***
Вывод переводчика и комментатора Жития св. Евфимия:
"Когда я думаю об истории Византии и ее значении для 20 века, я всегда в возвращаюсь к одной и той же мысли: Византия оставила нам уникальный опыт европейского тоталитаризма. Для меня Византия не столько колыбель православия или хранилище сокровищ древней Эллады, сколько тысячелетний эксперимент тоталитарной политической практики, и без этого понимания мы, кажется, не сможем осознать своего места в историческом процессе"
(Каждан А. Трудный путь в Византию // Мир Александра Каждана. Спб., 2003, с. 486)
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Какими бывают casus belli

    Причины войн не всегда благородны - мол, мы мирно пахали землю, но на нас напали. Детонатор бомбы, похоронившей средневековую Сербию, был запален в…

  • Опять двойка

    В своем говнотелешоу на госканале Россия Владимир Соловьев заявил, что грузино-осетинской конфликт 2008 года это первая за многие века война…

  • ПЦУ запретила Зеленского!

    Зеленский поехал на соборик к Филарету. За это Филарет сделал его епископом. Что теперь делать с самим филаретом? Евстратий сказал, что ничего.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 141 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →