диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Category:

Антиуниатский Иерусалимский собор 1443 года

Поскольку пришел сюда священнейший митрополит святейшей митрополии Кесарии Каппадокийской8, первопрестольный (архиерей) и экзарх всего Востока, чтобы поклониться всечестному и божественному Гробу Господа нашего Иисуса Христа и исследовать священные места, на которых совершились необычайные таинства Христова домостроительства. Вместе с тем, чтобы разделить с нами и великую тайну православия и христианского благочестия, а также объявить обо всех соблазнах в Константинополе, (произошедших) из-за собравшегося в Италии, во Флоренции, мерзостного собора, прославившего мнения латинян вместе с папой Евгением, чего делать не подобает.

Они приписали к нашему святому и непорочному символу веры прибавление, утверждающее, что и от Сына исходит Божественный Дух. Они предоставили нам совершать жертву на опресноках и поминать по ходу этого папу. Еще и (многое) другое из их (обычаев), запрещенных канонами, они постановили и предписали.

(Сообщил митрополит), и как матереубийца Кизический разбойничьим способом захватил Константинопольский престол, соглашаясь с еретиками, упомянутым папой и императором Иоанном Палеологом латинофроном. Верных и православных он изгонял, преследовал, тиранизировал, наказывал. А неверных и злославных он приближал (к себе) и чтил, как сообщников его ереси, больше всего побуждая их к вражде против православия и благочестия. Таким же образом он поставлял на божественные и святые кафедры святой и великой Константинопольской церкви, как подчиненные по сути дела его власти.

Он указал, упомянутый священнейший митрополит кир Арсений, святейшей митрополии Кесарии Каппадокийской первопрестольный и экзарх всего Востока, что не только в других церквах матереубийственный фатриарх совершал беззаконные хиротонии для латинофронов, но уже и в епархии всего Востока сей нерукоположный рукоположил четырех митрополитов и епископов - для Амасии, Неокесарии, Тианы и Мокисса - мыслящих и действующих совершенно по-латински. Отсюда не только их собственная растленность и погибель, но и следующая за этим дерзость, обманывающая и развращающая всех тамошних христиан - паству Христову, и производящая многие в Православной Церкви соблазны.

По этой причине благочестивый и вернейший, защитник всего православия и ревнитель, упомянутый священнейший митрополит Кесарии Каппадокийской не смог больше видеть новшество в церкви Христовой и поругание от инославных в отношении вернейшей и здравой нашей веры. Он попросил о получении соборного решения от нас, трех православных архиереев Сирии - Филофея Александрийского, Иоакима Иерусалимского и Дорофея Антиохийского, - с тем, чтобы извергнуть из всей его области неправославно мыслящих, поскольку сам он - первороднейший и православный.

Поэтому мы определяем соборным образом во имя Единосущной, Живоначальной и Нераздельной Святой Троицы, что митрополиты и епископы повсюду и в каждой области, рукоположенные не по причине добродетели и благочестия, а также игумены вместе с духовниками, также священники и дьяконы и вообще всякий церковный чин, нечистые и недостойные, занимавшиеся ересью и преследованием православия и проводившие время недостойно, путем одного тщеславия и ереси, в (своих) епископиях и митрополиях, будучи будто бы спасителями душ, чтобы вместе с собой скорее погубить все православное стадо Христа и истинного Бога нашего, и вовсе не стяжавшие плод страха Божия, праведность и благочестие, но пренебрегшие и бесстыдствующие в отношении всего благочестия, о таких мы определяем, что быть им с сегодняшнего дня праздными и несвященными в отношении всякого священнослужения и церковного состояния, покуда не будет общим и вселенским образом исследовано их благочестие. Так, подчинившиеся пусть пребудут праздными и несвященными.

А противодействующие и восстающие разбойным и противозаконным образом пусть будут отделены, отлучены и отдалены от Святой Сверхсущной и Единосущной Троицы как неповинующиеся и противящиеся, также как и их принимающие, соглашающиеся с ними и покрывающие их.

Мы утверждаем также вестника благочестия и православия вышеупомянутого священнейшего митрополита, ипертима и экзарха всего Востока, возвещать повсюду благочестие, не смущаясь ради истины лица императора или патриарха, неправильно мыслящего и действующего, ни богатого и знатного или имеющего власть человека, но с дерзновением бесстрашно и безупречно держаться веры и православия по заповеди, иметь ему дерзновение отныне ради благочестия укорять, наказывать и исправлять неправильно мыслящих во всяком месте, до которого он сможет добраться. Он сам получил от нас снисхождение через данную нам благодать и силу Святого Духа. Во всех этих делах он должен неподкупно и правильно сохранять благочестие.

Чего ради и дано ему письменно наше соборное мнение, подписанное собственноручно в месяце апреле 6951 (1443) года текущего шестого индикта

перевод: Диакон Александр Занемонец. К вопросу об историчности и значении Иерусалимского собора 1443 г. // Byzantinoslavica. Revue internationale des Etudes Byzantines LXVII. Prague, 2009, pp. 232-234. https://core.ac.uk/download/pdf/84822540.pdf

***
«Митрополит Кесарии Каппадокийской и экзарх всего Востока Арсений в апреле 1443 г. прибыл в Иерусалим поклониться святым местам и пожаловался случившимся там патриархам Александрии, Иерусалима и Антиохии, что «латиномысленные» император Иоанн VIII и константинопольский патриарх Митрофан II поставили четырех епископов-униатов в его епархию. В ответ ему была дана грамота, по которой он получал власть впредь до соборного рассмотрения отрешать от богослужения в своей епархии всех иерархов и клириков, получивших сан «не ради добродетели и благочестия», а также проповедовать повсюду православие, невзирая на указы императора и вселенского патриарха. Грамота не сообщает, для чего сошлись в Иерусалим восточные патриархи, однако в ней со всей определенностью говорится, что вопрос об отношении к Флорентийской унии и ее приверженцам на Востоке был рассмотрен ими по инициативе митрополита Арсения. Поэтому и решение их было предварительным, а подписанная грамота не носила характера окружного послания, призванного возвестить всему миру отношение к унии восточных патриархов, но являла собой инструмент, данный Арсению Кесарийскому для наведения порядка в его епархии. При этом три патриарха все равно не решаются произнести окончательный суд над четвертым, но предают его будущему собору: униатские иерархи запрещаются в служении (объявляются «праздными») – «донележе истязание будет благочестию обще и вселенскы».

В том же 1443 г. грамота всплывает за пределами грекоязычного мира в Молдавии, где был выполнен ее славянский перевод. Характер грамоты позволяет предположить, что доставил ее в Молдавию, скорее всего, сам Арсений Кесарийский. Возможно, он попытался воспользоваться грамотой в своей епархии, однако обречен был на скорую неудачу: турки признавали в то время лишь епископов, имевших сопроводительные грамоты от императора, а Арсений вступил в конфликт с Константинополем. Не исключено, что из Молдавии Арсений направился на Русь. По крайней мере, именно там, в Троице-Сергиевой лавре, сделан был самый ранний дошедший до нас славянский список грамоты, данной ему тремя пат¬риархами, который датируется концом 60-х гг. XV века» .
(Ломизе Е.М. Письменные источники сведений о Флорентийской унии на московской Руси в середине 15 века // Россия и христианский Восток. Вып.1. М., 1997, с.80).


Греческий мир об этой грамоте восточных патриархов еще долго не знал (ибо ее адресат увез ее на далекий Север).

Но Москва узнала о ней сразу же. Славянский перевод определения собора 1443 года опубликован: Яцимирский А. Из истории славянской проповеди в Молдавии. Неизвестные произведения Григория Цамблака. Спб., 1906, сс. 77-83 https://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Yacimirskij/iz-istorii-slavjanskoj-propovedi-v-moldavii-neizvestnye-proizvedenija-grigorija-tsamblaka-podrazhanija-emu-i-perevody-monaha-gavriila/.


«Создается впечатление, что небрежность переписчика усугублялась отсутствием у него какого бы то ни было интереса к антилатинскому содержанию грамоты трех патриархов, за которым он совершенно не следил и которое он едва ли даже понимал, работая над списком. Зато он был неравнодушен к антиконстантинопольскому звучанию этого документа, что и сказалось в его симптоматичной описке о «разбойническом» патриаршем престоле. Похоже, ко времени составления Троицк. 177 вопрос об отношениях с Римом уже не воспринимался в Москве как остро актуальный. На смену пристальному вниманию к текстам, дающим информацию по этому вопросу, и стремлению осторожно выяснить отношения с Константинополем приходит небрежность и антиконстантинопольская предвзятость» (Ломизе с. 82).
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments