Они приписали к нашему святому и непорочному символу веры прибавление, утверждающее, что и от Сына исходит Божественный Дух. Они предоставили нам совершать жертву на опресноках и поминать по ходу этого папу. Еще и (многое) другое из их (обычаев), запрещенных канонами, они постановили и предписали.
(Сообщил митрополит), и как матереубийца Кизический разбойничьим способом захватил Константинопольский престол, соглашаясь с еретиками, упомянутым папой и императором Иоанном Палеологом латинофроном. Верных и православных он изгонял, преследовал, тиранизировал, наказывал. А неверных и злославных он приближал (к себе) и чтил, как сообщников его ереси, больше всего побуждая их к вражде против православия и благочестия. Таким же образом он поставлял на божественные и святые кафедры святой и великой Константинопольской церкви, как подчиненные по сути дела его власти.
Он указал, упомянутый священнейший митрополит кир Арсений, святейшей митрополии Кесарии Каппадокийской первопрестольный и экзарх всего Востока, что не только в других церквах матереубийственный фатриарх совершал беззаконные хиротонии для латинофронов, но уже и в епархии всего Востока сей нерукоположный рукоположил четырех митрополитов и епископов - для Амасии, Неокесарии, Тианы и Мокисса - мыслящих и действующих совершенно по-латински. Отсюда не только их собственная растленность и погибель, но и следующая за этим дерзость, обманывающая и развращающая всех тамошних христиан - паству Христову, и производящая многие в Православной Церкви соблазны.
По этой причине благочестивый и вернейший, защитник всего православия и ревнитель, упомянутый священнейший митрополит Кесарии Каппадокийской не смог больше видеть новшество в церкви Христовой и поругание от инославных в отношении вернейшей и здравой нашей веры. Он попросил о получении соборного решения от нас, трех православных архиереев Сирии - Филофея Александрийского, Иоакима Иерусалимского и Дорофея Антиохийского, - с тем, чтобы извергнуть из всей его области неправославно мыслящих, поскольку сам он - первороднейший и православный.
Поэтому мы определяем соборным образом во имя Единосущной, Живоначальной и Нераздельной Святой Троицы, что митрополиты и епископы повсюду и в каждой области, рукоположенные не по причине добродетели и благочестия, а также игумены вместе с духовниками, также священники и дьяконы и вообще всякий церковный чин, нечистые и недостойные, занимавшиеся ересью и преследованием православия и проводившие время недостойно, путем одного тщеславия и ереси, в (своих) епископиях и митрополиях, будучи будто бы спасителями душ, чтобы вместе с собой скорее погубить все православное стадо Христа и истинного Бога нашего, и вовсе не стяжавшие плод страха Божия, праведность и благочестие, но пренебрегшие и бесстыдствующие в отношении всего благочестия, о таких мы определяем, что быть им с сегодняшнего дня праздными и несвященными в отношении всякого священнослужения и церковного состояния, покуда не будет общим и вселенским образом исследовано их благочестие. Так, подчинившиеся пусть пребудут праздными и несвященными.
А противодействующие и восстающие разбойным и противозаконным образом пусть будут отделены, отлучены и отдалены от Святой Сверхсущной и Единосущной Троицы как неповинующиеся и противящиеся, также как и их принимающие, соглашающиеся с ними и покрывающие их.
Мы утверждаем также вестника благочестия и православия вышеупомянутого священнейшего митрополита, ипертима и экзарха всего Востока, возвещать повсюду благочестие, не смущаясь ради истины лица императора или патриарха, неправильно мыслящего и действующего, ни богатого и знатного или имеющего власть человека, но с дерзновением бесстрашно и безупречно держаться веры и православия по заповеди, иметь ему дерзновение отныне ради благочестия укорять, наказывать и исправлять неправильно мыслящих во всяком месте, до которого он сможет добраться. Он сам получил от нас снисхождение через данную нам благодать и силу Святого Духа. Во всех этих делах он должен неподкупно и правильно сохранять благочестие.
Чего ради и дано ему письменно наше соборное мнение, подписанное собственноручно в месяце апреле 6951 (1443) года текущего шестого индикта
перевод: Диакон Александр Занемонец. К вопросу об историчности и значении Иерусалимского собора 1443 г. // Byzantinoslavica. Revue internationale des Etudes Byzantines LXVII. Prague, 2009, pp. 232-234. https://core.ac.uk/download/pdf/84822540.pdf
***
«Митрополит Кесарии Каппадокийской и экзарх всего Востока Арсений в апреле 1443 г. прибыл в Иерусалим поклониться святым местам и пожаловался случившимся там патриархам Александрии, Иерусалима и Антиохии, что «латиномысленные» император Иоанн VIII и константинопольский патриарх Митрофан II поставили четырех епископов-униатов в его епархию. В ответ ему была дана грамота, по которой он получал власть впредь до соборного рассмотрения отрешать от богослужения в своей епархии всех иерархов и клириков, получивших сан «не ради добродетели и благочестия», а также проповедовать повсюду православие, невзирая на указы императора и вселенского патриарха. Грамота не сообщает, для чего сошлись в Иерусалим восточные патриархи, однако в ней со всей определенностью говорится, что вопрос об отношении к Флорентийской унии и ее приверженцам на Востоке был рассмотрен ими по инициативе митрополита Арсения. Поэтому и решение их было предварительным, а подписанная грамота не носила характера окружного послания, призванного возвестить всему миру отношение к унии восточных патриархов, но являла собой инструмент, данный Арсению Кесарийскому для наведения порядка в его епархии. При этом три патриарха все равно не решаются произнести окончательный суд над четвертым, но предают его будущему собору: униатские иерархи запрещаются в служении (объявляются «праздными») – «донележе истязание будет благочестию обще и вселенскы».
В том же 1443 г. грамота всплывает за пределами грекоязычного мира в Молдавии, где был выполнен ее славянский перевод. Характер грамоты позволяет предположить, что доставил ее в Молдавию, скорее всего, сам Арсений Кесарийский. Возможно, он попытался воспользоваться грамотой в своей епархии, однако обречен был на скорую неудачу: турки признавали в то время лишь епископов, имевших сопроводительные грамоты от императора, а Арсений вступил в конфликт с Константинополем. Не исключено, что из Молдавии Арсений направился на Русь. По крайней мере, именно там, в Троице-Сергиевой лавре, сделан был самый ранний дошедший до нас славянский список грамоты, данной ему тремя пат¬риархами, который датируется концом 60-х гг. XV века» .
(Ломизе Е.М. Письменные источники сведений о Флорентийской унии на московской Руси в середине 15 века // Россия и христианский Восток. Вып.1. М., 1997, с.80).
Греческий мир об этой грамоте восточных патриархов еще долго не знал (ибо ее адресат увез ее на далекий Север).
Но Москва узнала о ней сразу же. Славянский перевод определения собора 1443 года опубликован: Яцимирский А. Из истории славянской проповеди в Молдавии. Неизвестные произведения Григория Цамблака. Спб., 1906, сс. 77-83 https://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Yacimirskij/iz-istorii-slavjanskoj-propovedi-v-moldavii-neizvestnye-proizvedenija-grigorija-tsamblaka-podrazhanija-emu-i-perevody-monaha-gavriila/.
«Создается впечатление, что небрежность переписчика усугублялась отсутствием у него какого бы то ни было интереса к антилатинскому содержанию грамоты трех патриархов, за которым он совершенно не следил и которое он едва ли даже понимал, работая над списком. Зато он был неравнодушен к антиконстантинопольскому звучанию этого документа, что и сказалось в его симптоматичной описке о «разбойническом» патриаршем престоле. Похоже, ко времени составления Троицк. 177 вопрос об отношениях с Римом уже не воспринимался в Москве как остро актуальный. На смену пристальному вниманию к текстам, дающим информацию по этому вопросу, и стремлению осторожно выяснить отношения с Константинополем приходит небрежность и антиконстантинопольская предвзятость» (Ломизе с. 82).