диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Categories:

Святой погромщик

Преподобный Никон Метаноит

Дни памяти:
9 декабря

Житие
Пре­по­доб­ный Ни­кон Ме­та­но­ит ро­дил­ся в бо­га­той се­мье в Пон­те По­ле­мо­ни­ак­ском, фе­ма Ар­ме­ни­а­ков, в се­мье бо­га­тых ар­мян­ских земле­вла­дель­цев. С дет­ства вел по­движ­ни­че­ский об­раз жиз­ни, не имея ни­ка­ко­го же­ла­ния при­нять управ­ле­ние бо­гат­ством его со­сто­я­тель­ной се­мьи. Не же­лая обре­ме­нять­ся мир­ской су­е­той, по­сту­пил в мо­на­стырь Хри­со­пет­ра, где под­ви­зал­ся в те­че­нии 12 лет, при­об­ре­тя сла­ву ве­ли­ко­го мо­лит­вен­ни­ка и ас­ке­та, пол­но­стью по­свя­тив­ше­го се­бя люб­ви Гос­под­ней.

Был на­де­лен Гос­по­дом да­ром про­по­ве­ди, слу­ша­те­ли его пре­ис­пол­ня­лись ве­ли­ким сер­деч­ным рас­ка­я­ни­ем и лю­бо­вью к Бо­гу; его сло­ва про­из­во­ди­ли та­кой ду­хов­ный плод в тех, кто его слу­шал, что про­си­ли его от­пра­вить­ся в пу­те­ше­ствие, дабы про­по­ве­до­вать по­ка­я­ние Гос­подне. Он от­пра­вил­ся с про­по­ве­дью по всей Ана­то­лии, неустан­но по­вто­ряя: «Μετανοεῖτε» («по­кай­тесь»). Отсюда и его прозвище - Метаноит.

За­тем свя­той 20 лет про­по­ве­до­вал на ост­ро­ве Крит. По­сле то­го, как Крит был от­во­е­ван у ара­бов в 961 го­ду, он семь лет хо­дил по ост­ро­ву, мис­си­о­нер­ствуя. Об­ра­тил к хри­сти­ан­ству мно­гих ма­го­ме­тан, а меж­ду хри­сти­а­на­ми ста­рал­ся вос­ста­но­вить стро­гую жизнь пер­вых вре­мен хри­сти­ан­ства.

С той же про­по­ве­дью по­ка­я­ния Ни­кон про­шел по­том Аха­ию, Эпир, Пе­ло­пон­нес. Так­же неко­то­рое вре­мя под­ви­зал­ся в Да­ма­ле, в окру­ге Три­зи­ний­ском, про­по­ве­дуя об­щее по­ка­я­ние. К кон­цу зем­ной жиз­ни он обос­но­вал­ся в Ла­ке­де­моне (Спар­те).

Где бы пре­по­доб­ный не про­по­ве­до­вал, лю­ди об­ра­ща­ли на него свой взор, ибо ви­де­ли его ве­ли­кое по­движ­ни­че­ство, его уди­ви­тель­ное са­мо­от­ре­че­ние, за­став­ляв­шее лю­дей за­ду­мать­ся над сво­ей жиз­нью и сло­ва­ми про­по­ве­ди Еван­ге­лия. В Ла­ке­де­моне его уси­ли­я­ми бы­ла по­стро­е­на цер­ковь во имя Спа­си­те­ля, ко­то­рая впо­след­ствии раз­рос­лась до раз­ме­ров зна­чи­тель­но­го мо­на­сты­ря. Мно­же­ство лю­дей при­хо­ди­ло ко нему, дабы по­учить­ся у пре­по­доб­но­го ду­хов­ной муд­ро­сти и из­ме­нить свою жизнь. Пре­по­доб­ным Ни­ко­ном бы­ло со­вер­шен­но мно­го чу­дес и ис­це­ле­ний: сре­ди ис­це­лен­ных им был знат­ный ви­зан­тий­ский пат­ри­кий Ва­си­лий Апо­кавк в 981 го­ду.

Скон­чал­ся пре­по­доб­ный в Ла­ке­де­моне в 998 го­ду.

https://azbyka.ru/days/sv-nikon-metanoit

***
Как всегда, житие стандартизировано и стерилизовано.

Начинаем искать.

"... процветала еврейская колония Спарты, первое упоминание о которой встречается в Житии святого Никона Метаноита. Евреи Спарты занимались изготовлением тканей. Под предлогом спасения Спарты от свирепствовавшей в то время эпидемии чумы проповедник добился изгнания спартиатами «нечестивцев» из их города".
Медведев И. Мистра. Очерки истории и культуры поздневизантийского города
https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Medv/05.php


"В Элладе и Пелопоннесе мы во второй половине X века опять встречаем святого подвижника, напоминающего Луку Сотирионского, но превосходившего его по энергии. Великий апостол-проповедник Никон, армянин, нашел для себя в Греции широкое поле деятельности. Биограф Никона, писавший о нем, правда, лишь в XII веке и кое-где передающий сведения о древности, добытые научным путем, рассказывает, что Никон из Дамалы, т. е. из древнего Эпидавра, приплыл в Саламин, который нашел совершенно безлюдным, оттуда он переехал в Афины. Здесь-то Никон и очаровывал афинян проповедями, словно сирена песнями.
Потом Никон отправился в Спарту. Тут он основался на жительство и, что особенно достопримечательно, нашел в Спарте афинянина Феопемпта в сане тамошнего епископа. Спарта, согласно «Житию», рисуется значительным городом, с могущественной знатью архонтов и трудолюбивой еврейской колонией, тогда как торговлю в городе вели итальянские купцы из Аквилеи, т. е. из Венеции. Святой угодник основал здесь монастырь с такой чудной церковью, что, по уверениям биографа, ее украшения, мраморные и живописные, могли сравняться с лучшими произведениями Фидия, Зевксиса и Полигнота.
Для Никона нашлось в Спарте достаточно дела, ибо ему предстояло изгнать не только особенно ему ненавистных евреев и обратить в христианство обитавшие у Тайгета славянские племена мелингов и черитов, которыми правил Антиох, но искоренить еще и последние следы древнего язычества, удерживавшиеся в Майне, нагорной области южной Лаконии".

Грегоровиус Ф.. История города Афин в Средние века (От эпохи Юстиниана до турецкого завоевания). 2009 http://texts.news/srednih-vekov-istoriya/podavlenie-slavyanstva-gretsii-80200.html

Дело было в 985 году. Св. Никон отказался творить чудеса (исцелять больных спатанцев), пока из города не будут изгнаны евреи - виновники порчи.

"Когда в Спарте вспыхнула чума, монах Никон Армянин (Метаноит), в конце X века, отказался прийти на помощь селению, пока евреи, которые были препятствием в распространении христианства, не были изгнаны оттуда. Св. Никон нападал на местную еврейскую общину, утверждая, что именно она ответственна за эпидемию в городе. Он изгнал их и не позволил вернуться к их работе — они были ткачами и отделочниками, — пока они не примут христианства.
Никону пытались возражать жители города и правитель, говоривший, что еврей, на которого Никон без всякой причины набросился с палкой, является златоткачом, и очень нужен для выполнения государственных заказов. Синагога Спарты была разрушена.
Местный правитель, Иоанн Аратос (около 930 года — около 986/987 годов), пытался защитить евреев от преследования. Видимо его смерть и позволила выгнать евреев.
Таким образом, до Никона население Спарты состояло в основном из евреев и пришлых язычников-славян.
Изгнанные Никоном спартанские евреи переселились в Мистру, недалеко от Спарты:
Правда, в Мистре-акрополе, по всей вероятности, не было ремесленников, но за стенами акрополя ремесла развивались — Плифон писал, что все необходимое («кроме железа») находится там. За стенами акрополя было расположено около 1000 домов евреев, бывших, очевидно, ремесленниками или торговцами: ведь еврейское ремесло и торговля были развиты в Спарте еще при Никоне Метаноите, который изгнал евреев из Спарты".

http://cyclowiki.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B0_%D0%B8_%D0%B5%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%B8
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Беспредельность христианского гуманизма

    Шакалов-канибалов все равно христиане считают ЛЮДЬМИ: Житие св. Андрея Юродивого. Нач. XVIII в. Q.I.1143, л. 280 Каннибалы Житие Андрея Юродивого…

  • Бывает ли Христос глухим?

    Миниатюра иллюстрирует рассказ Синодика (17 век): некий мирянин при жизни не ходил в церковь, а когда после смерти священник стал его отпевать,…

  • Из глубины донецких руд

    Глас донецкого попа: матушек остается открытым Тем временем, пока Вы, дорогой и глубокоуважаемый всеми умеющими ДУМАТЬ чадами РПЦ, отец Андрей,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 55 comments