диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Categories:

Казахстанское эхо

http://www.ng.kz/modules/newspaper/article.php?numberid=262&storyid=16570

Стас КИСЕЛЕВ, газета «Время» - для «НГ»,

"Наша газета" Костанай. 13 окт 2011

Протодиакон православной церкви Андрей Кураев - о вере, времени и нашей жизни
Его самого за острый язык и прямоту суждений порой называют проблемой церкви - так же, как и другого необычного священника Ивана Охлобыстина, известного широкой публике по роли доктора Быкова в сериале «Интерны». Протодиакон Андрей КУРАЕВ - вполне себе медийная фигура: и на ток-шоу популярные приходит, и на рок-концерты. Днями он приехал в Костанай. Жаль, что знали об этом немногие.
Кураев умеет разговаривать с кем угодно и о чем угодно. Эдакий Ларри Кинг в рясе. Если не круче. Просто и понятно он разъяснил прихожанам нового храма в Рудном смысл фресок, украсивших здание. Не обошел и тем пересечения религиозной и светской жизней общества. Попутно выразил скепсис по поводу идеи создания общего храма для всех религий.
- Объясню на таком примере: что будет, если смешать литр вишневого варенья и литр обыкновенного дерьма? С точки зрения науки, получится органическая суспензия. А с точки зрения богословия - выйдет два литра полного дерьма. Поэтому когда говорят о приведении религий к общему знаменателю, устроении для этого Площади согласия и всего тому подобного, я задаюсь вопросом: а что будет с «несогласными»?
- Сейчас в Казахстане горячо обсуждается новое религиозное законодательство. Вы слышали об этом?
- Да, я знаю, что президент его еще не подписал.
- А у вас есть позиция либо экспертное мнение по этому вопросу?
- Нет. Я специально не читал статьи на эту тему, зная, что мне предстоит поездка в Казахстан. Я не живу здесь, не знаю аргументов спорящих сторон и не могу давать советы.
- То есть, по-вашему, религиозное законодательство в цивилизованных странах не должно быть универсальным?
- Если оно отличается - это нормально. Я в этом уверен, и проблемы здесь нет.
- Отец Андрей, меня очень подкупило, когда на ряд непростых вопросов вы отвечали людям легко и открыто, произнося всего два слова «не знаю». И я вспомнил, как в телепередаче «Школа злословия» вы ни разу не употребили этой фразы в ответ на нападки ведущих. Вы специально вели разговор в таком ключе и не отвечали прямо на едкие вопросы?
- Надо отдать им должное, они четко понимали, чего я знаю, а чего знать не могу, и все вертелось как раз вокруг моей позиции по обсуждаемым темам. Но это был не просто разговор, а вариант псовой охоты.
- Мне показалось, что элементы такой охоты на вас были и на встрече в костанайском храме - когда выяснилось, что в зале присутствует немало сектантов. Они явно пытались своими вопросами вас посрамить. Общаясь с ними, допускаете ли вы, что они однажды примут вашу точку зрения?
- Эти - вряд ли. Это были не обычные сектанты, а сектанты в худшем смысле слова. Я ощутил это по оттенкам их речи, по обертонам, по тому, как они строили вопросы. Я допускаю, что можно быть нормальным протестантом или баптистом, адвентистом и так далее. Типа искать веру, думать. А здесь понятно было, что там нет никакой культуры мысли. А есть тупое необразованное начетничество. Одну фразу помнит из Писания и орудует ею. И не может понять, что текст может иметь множество смыслов. И вот талдычит... А то, что пробует сказать - это совершенно не библейское учение. Я понял, что это не обычные протестанты, а люди, которые свой особый рецепт клея изобрели, которым свои мозги склеили.
- Известно ли вам о том, что в последнее время в казахстанском обществе жарко обсуждают языковую проблему?
- Мне очень нравятся слова поэта Олжаса СУЛЕЙМЕНОВА: «Возвысить степь, не принижая горы». Я верю, что именно таковой является культурно-национальная политика в Республике Казахстан - возвышая казахские традиции, делать это тактично. По принципу «не вместо, но вместе». Тогда все у вас получится.
- На данный момент получается дискуссия, которая уже перешла на личности: например, все чаще высказываются мнения о том, что некоторые радетели госязыка под видом соблюдения исконных национальных интересов преследуют собственные политические цели...
- Если такие люди ведут речь о вытеснении русского языка прежде всего как языка культуры, то они должны понимать: тем самым выбирается определенное будущее для своей страны, своего народа. Предполагаю, это будущее Афганистана. Если их такой вариант радует - ну, я не знаю... Пусть... У них есть право выбора друзей: или с афганскими муллами, или с Россией.
- А может ли позиция церкви повлиять на то, чтобы столь сложные вопросы, как языковой были решены быстро и безболезненно?
- Надо разочаровать здешних русских: церковь не станет политическим фактором, не будет фактором консолидации и защиты. Церковь будет жить в мире с властями, прислуживать им. В церкви можно брать только то, что там есть. Есть возможность молиться о благодатном укреплении в испытаниях. И не стоит возлагать на церковь политические надежды. Я знаю, что, например, некоторые казачьи организации выказывают недовольство нашей позицией. Им нужно понять, что это вопрос очень серьезный. Это вопрос о том, что есть церковь, каково ее призвание и что она не может дать людям.
- Присутствие русской православной церкви на казахстанской земле никого не удивляет. Но появление здесь миссионера, человека, несущего и распространяющего веру, заставляет задуматься: что это означает? Может быть, некоторую опаску патриархии: как бы не потерять своего влияния и вообще - себя на этих землях?
- Да, в чем-то здесь с вами я соглашусь. Видите ли, мои лекции проходят где угодно: в Москве, Владивостоке, Киеве, дальнем зарубежье... Я вижу ситуацию, и она такова: сегодня земли, некогда бывшие вполне православными, нуждаются в особых усилиях к просвещению. Поэтому нельзя сказать, что какой-то регион выделяется. Проблема общая. Вот я и езжу.
- Не удручает ли вас, что большинство пришедших на встречу с вами - люди пенсионного возраста?
- Это не правило. Все зависит от того, как оповещали людей. Если об этом объявили только с амвона, то вот и пришли традиционные прихожане.
- А если бы сейчас перед вами сидело множество молодых - вот как на том знаменитом стадионном концерте «ДДТ», который вы предварили своим выступлением? Как бы вы с ними сейчас говорили?
- Я всегда говорю на языке университетском. Это совсем не язык шпаны, не жаргон...
- А может нужно, чтобы появилось больше священников, интересных молодежи, умеющих быть ей понятными? Вот как вы, как Иван Охлобыстин?
- Как сказал классик, «попы разные важны, попы разные нужны»!..
Мы общались с о. Андреем на ступенях нового рудненского храма. В какой-то момент к нему протиснулся человек, сказавший, что приехал на встречу из Лисаковска. Он обратился к Кураеву: « Объясните, как могло такое случиться: мне из Москвы привезли «Молитвослов». Очень хорошо изданная книжка, в середине которой - я глазам своим не поверил! - обнаружились всякие заговоры, заклинания, рецепты колдунов. Как такое может быть?».
- Очень интересно, - изумился Кураев и попросил: - Подарите мне экземплярчик.
- А у нас уже нету, мы его в церковь сдали... Вы когда в Москву вернетесь, там наверху разберитесь, накрутите хвосты тем, кто такие книжки издает.
- Отвечу вам анекдотом: Карабас-Барабас заходит в театр и видит там полный хлам: Буратино висит с обугленным носом, Пьеро валяется в своей блевотине, пудель Артемон за хвост подвешен к люстре, Мальвина лежит с задранной юбкой, кресла порезаны, занавес... Карабас-Барабас смотрит на это дело и говорит: «Да, не о таком театре я мечтал...». Вы знаете, Христос, глядя в том числе и на нашу церковную жизнь, мог бы сказать то же самое. Знаете, всякое случается, и все мы грешны. От меня елей тоже не исходит...
Все общество больно, его разъедает раковая опухоль эгоцентризма. Общество, в котором девочки не хотят быть матерями, а мальчики - солдатами, обречено. Я не знаю универсального выхода. Конечно, можно говорить об утверждении нравственности, но это все будут общие слова. Поэтому я говорю: слава Богу, что я не патриарх, и не мне это решать. Слава Богу, что я не президент. Есть замечательная французская пословица, отчего-то переведенная на русский язык только наполовину: «Делай то, что ты должен, и будь что будет».
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 334 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →