диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Categories:

Трупный синод в Византии

В 868 году в Риме епископ Порто Формоз посвятил в сан священника св. Климента Охридского, создателя кириллицы. 30 июня 876 года Собор в Риме лишил сана епископа Формоза. Эту санкцию подтвердил собор в Труа в 878 году. В 883 году новый римский папа вернул ему сан. Сам Формоз стал папой в 891 году. Через пять лет он был казнен посмертно: его преемник Стефан VI приказал вырыть труп Формоза, судил его, казнил и выбросил в Тибр; см. «трупный синод»; synodus horrenda 897 года.

Все его рукоположения были признаны недействительными.

Формоз был реабилитирован следующим римским папой уже через несколько месяцев (собор в Равенне 898). Папа Сергий III (904—911) потребовал повторного рукоположения епископов, возведённых в сан Формозом. Но это его решение повсеместно игнорировалось Церковью.

Интересно, что в Константинопольской патриархии тоже был свой «трупный синод».
В 1310 году патриарх Нифон решил положить конец «арсенитскому расколу». В храме Святой Софии «патриарх Нифон по настоянию соединившихся с ним арсенитов взошел на амвон, одетый в святительское облачение, и, став пред останками Арсения, провозгласил как бы от лица Арсения прощение всему народу» (Никифор Григора. Римская история 1,7,9).

Но есть ровно противоположное понимание этого текста: на патриарший трон торжественно водрузили мощи умершего в 1259 году Арсения в патриаршем облачении, а в его руки вложили «разрешительную грамоту» от патриарха Нифона.
https://mpda.ru/wp-content/uploads/2019/02/tekst_disser.pdf
с. 282

Так кто кого прощал: мертвый Арсений - действующего патриарха, или наоборот, Нифон - арсенитов-раскольников?

Контекст все же за первый вариант: император Андроник решил любой ценой добиться преодоления раскола – и ему легче было «нагнуть» поставленного им патриарха Нифона, чем «многое множество арсенитов, явившихся, точно из скал и лесов за день выросшие гиганты; они прикрыты были лохмотьями, но в изгибах сердца скрывали непомерное тщеславие» (Никифор Григора).

Насколько я понимаю, других описаний (кроме как у Никифора Григоры) этого собора нет. Значит, вопрос в понимании и переводе текста. Троицкий ("Арсений и арсениты" с.444) понимал его в первом варианте.

Может ли кто вчитаться в оригинал?
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 47 comments